ИНТЕЛРОС > №1, 2013 > Хоббиты среднего звена, или управляемый эскапизм

Василий Костырко
Хоббиты среднего звена, или управляемый эскапизм


17 июля 2013

Писаревская Д. Б. Субкультура ролевых игр в современном обществе. М.: ИЭА РАН, 2011. 271 с.

В последние годы «ролевики» — анекдотические люди в средневековых костюмах с бутафорскими мечами, пугающие недостаточно информированных грибников в лесах Подмосковья и других регионов России, — все чаще привлекают внимание профессиональных антропологов. Один из них — Дина Писаревская, изучавшая российскую субкультуру ролевых игр живого действия (РИЖД) методом включенного наблюдения и свободного экспертного интервью с 2005 по 2011 год. На Западе и в России РИЖД появились независимо друг от друга и почти в одно и то же время (конец 1980-х - начало 1990-х годов). В нашей стране в большинстве своем они представляют собой театрализованные импровизации на тему некоего литературного произведения, в сюжет которого «мастера», то есть инструкторы, вносят элемент управляемой вариативности. Игрок одновременно становится и действующим лицом, и зрителем этого действа: он решает интеллектуальные задачи, которые ставит перед ним мастер, и получает удовольствие от вживания в роль и драматического взаимодействия с другими игроками. Помимо воображаемых литературных миров ролевики восстанавливают некоторые исторические события, но в этом случае придерживаются уже более жесткого сценария. Возможности перевоплощения, предлагаемые полевыми ролевыми играми, велики. В рамках игрового мира можно на время изменить свой возраст, социальный статус, национальную, религиозную, расовую и даже половую принадлежность. В книге Писаревской можно найти подробное описание ритуала вживания ролевика в игру, который автор остроумно уподобляет древним обрядам перехода. Интересно и то, как в субкультуре фиксируется ход игры и переживания участников — видео, фотографии и песни, которые составляют целый ролевой «фольклор». Очень ценны наблюдения автора об отношении ролевиков к аутентичным обрядам и религиозным церемониям: зачастую участники намеренно искажают их, чтобы, к примеру, свадьба или принятие ислама «по игре» не имели последствий в реальной жизни. В начале 1990-х газеты много писали о пагубном воздействии, которое ролевые игры якобы оказывают на социализацию молодежи и ее психическое здоровье. «Нездоровым на голову» ролевикам инкриминировали даже убийства. Однако, как показывает Писаревская, если в те времена эти обвинения и имели хоть какую-то реальную почву, то за двадцать лет ситуация в корне изменилась. Во-первых, расширился ассортимент воображаемых и, соответственно, изображаемых миров. Начав с книг Толкиена, ролевики перешли на российское фэнтези, фантастику, детективы и исторические события. Во-вторых, представители субкультуры, не различающие свои игровые роли и реальную жизнь (на сленге ролевиков — «дивные»), утратили лидерские позиции. «Мастера» стали получать зарплату, субкультура обросла вспомогательным бизнесом, научилась взаимодействовать с администрацией тех сельских районов, где проводятся игры. И дело тут не просто в легализации и коммерциализации процесса: последняя, как отмечает Писаревская, не может стать стопроцентной, потому что в таком случае полностью разрушила бы игровую атмосферу. Важнее другое. Если раньше основную массу игроков составляли двадцатилетние студенты, то сейчас средний возраст ролевика повысился до 25 лет. Недосоциализированную молодежь постепенно сменяют успешные молодые специалисты. Одним словом, из замкнутой субкультуры РИЖД на наших глазах превращаются в полноценный социальный институт общего пользования, который, похоже, вошел в жизнь российского общества всерьез и надолго.


Вернуться назад