ИНТЕЛРОС > №2, 2012 > С. Серафимовичъ. Очерки русскихъ нравовъ въ старинной Cибири

С. Серафимовичъ. Очерки русскихъ нравовъ въ старинной Cибири


19 июля 2012

из старых «ОЗ»...

 

Все, что ни ѣхало въ Сибирь, отъ бѣднаго мужика до тучнаго, въ парчи одѣтаго воеводы, все стремилось сюда съ цѣлью нажиться и наживалось. Купецъ наживался торгашьимъ обманомъ, фальшивыми вѣсами, продажею гнилыхъ товаровъ, кабалой покупателей. Промышленникъ наживался звѣриною ловлею, торгашествомъ съ инородцами, а часто и просто разбоемъ; казакъ наживался походами и сборомъ жака. Крестьянинъ наживался насчетъ разоряемыхъ имъ инородцевъ или крестьянъ же. Приказные люди, какъ имѣвшiе возможность наживаться самыми различными способами, наживались и торговлей, и кабалой, и походами, и сборомъ ясака, и отправленiемъ судейскихъ обязанностей. Они «чинили жителямъ налоги и обиды, и тѣсноты великiя; имали у нихъ себѣ соболи, и скотъ кони добрые, и женъ и дочерей имали къ себѣ для блуднаго воровства». «Удумавъ со своими ушниками, съ дѣтьми боярскими, они воровали сами и ворамъ потакали, города разоряли и государеву денежную казну тѣми своими ушниками за себя переводили». Часто они не выдавали служилымъ людямъ ни денежнаго, ни хлѣбнаго жалованья: половину его брали себѣ, а другую отдавали своимъ прiятелямъ. Чиня судъ и расправу, они смотрѣли на это дѣло чисто съ коммерческой стороны. Если мало было тяжбъ и казусовъ, то воеводы, для своего обогащенiя, сами создавали ихъ. Они ссорили между собою жителей, приказывали имъ жаловаться другъ на друга, потомъ начинали судить ихъ, при чемъ обирали обѣ тяжущiяся стороны. Иногда, прослышавъ о какомъ нибудь богатомъ человѣкѣ въ уѣздѣ, воевода арестовывалъ его и привозилъ скованнаго въ свой городъ. А такъ-какъ тогда за каждымъ можно было найти какiе нибудь грѣшки, то его брали на правежъ и вымучивали деньги. Сверхъ того, воеводы торговали, кромѣ своей совѣсти, всѣмъ, чѣмъ можно было торговать — виномъ, съсѣтными припасами, скотомъ, невольниками, пушниной, непотребными женщинами. Не довольствуясь этимъ, они отправлялись сами и посылали своихъ довѣренныхъ по области, и здѣсь, часто даже самыхъ бѣднѣйшихъ жителей «пытками пытали, и поминки съ нихъ великiе имали, и ихъ грабили»; даже всѣ хозяйственныя принадлежности, всѣ съѣстные припасы «отнимали у нихъ насильствомъ». Иногда они «для своего воровскаго умыслу и бездѣльной корысти устрояли по области заставы многiя» и обирали на нихъ проѣзжающихъ, взимая въ свою пользу съ бѣдныхъ рубля по 4, а съ богатыхъ рублей по 40 и болѣе. Иногда правители шли еще дальше. Иркутскiй воевода Ракитинъ напалъ за Байкаломъ на ѣхавшiй изъ Китая караванъ купца Гусятникова и совершенно разграбилъ его[1]. Подобными же разбоями извѣстенъ завоеватель Камчатки Атласовъ. Въ Нерчинскѣ Шульгинъ состоялъ въ связи съ бурятскими разбойниками и дѣлился съ ними добычею. Иркутскiй губернаторъ Нѣмцов былъ друженъ съ атаманомъ разбойниковъ Гондюхинымъ. Кромѣ того, онъ учредилъ въ городѣ, такъ называемую, глухую команду, которая, разъѣзжая ночью по городу, производила воровства и разбои[2].

Сибирь и въ Россiи славилась своимъ громаднымъ взяточничествомъ. Строгiе указы противъ грабителей посылались сюда постоянно. Воеводъ часто смѣняли, отдавали подъ судъ, иногда даже били кнутомъ; но все это не помогало дѣлу. «Разныя конфузiи и безпорядки въ Сибири не прекращались, и отъ управителей обыватели по прежнему терпѣли несносное раззоренiе». Начиная съ Петра I, наказанiя правителей усилились: ихъ ссылали въ каторгу, имъ вырывали ноздри, ихъ били кнутомъ, имъ рубили головы; но ни казни, ни каторга не могли истребить того, что давнымъ-давно уже проникло до мозга и костей этого развращеннаго общества. Взяточничество и послѣ петровской ревормы осталось таким же, каким было и до нея.

«Отечественныя записки», 1867, № 11, Отд. I, стр.243—244

[1] Иркутская лѣтопись подъ 1717 г.

[2] Ibidem, подъ 1758 г


Вернуться назад