ИНТЕЛРОС > №6, 2012 > Ресурсное обеспечение инноваций в российском сельском хозяйстве Редакция журнала «Отечественные записки»
|
||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||
Как видно из таблицы 1, производительность труда в сельском хозяйстве России выше, чем в среднем на планете, но существенно отстает от соответствующего показателя США, Канады, ЕС, а также Беларуси. Чтобы существенно повысить этот показатель, необходимо решить две взаимосвязанные задачи. Во-первых, повысить за счет инвестиций (как государственных, так и частных) уровень технической вооруженности. Таблица 2 демонстрирует отставание в разы от передовых стран по этому показателю, а также по масштабам применения минеральных удобрений.
Таблица 1. Доля сельского хозяйства в ВВП и добавленная стоимость на одного занятого в сельском хозяйстве в постоянных ценах 2000 года, долл. США
Источник: ФАОСТАТ-2012.
Таблица 2. Использование в сельском хозяйстве России и зарубежных стран минеральных удобрений и сельскохозяйственной техники, 2009 год
Источник: Росстат.
Таблица 3. Торговля России технологиями в области сельского хозяйства с зарубежными странами
Источник: Росстат.
Таблица 4. Объемы финансирования Россельхозакадемии, млн руб.
Таблица 5. Объем бюджетных ассигнований подпрограммы «Техническая и технологическая модернизация, инновационное развитие» в рамках Государственной программы на 2013—2020 годы
В России низкие темпы внедрения инноваций. Мы их в основном заимствуем (табл. 3). Импорт сельскохозяйственных технологий в Россию значительно превосходит экспорт. За период 2006—2010 годов в сельском хозяйстве заключено 29 соглашений по закупке заграничных технологий на сумму около 7,9 млрд руб. и всего одно соглашение на продажу на сумму 4,9 млн руб. И это несмотря на то, что институты Россельхозакадемии продают значительный объем научно-технической продукции (строка «от приносящей доход деятельности» в табл. 4). Более того, из таблицы видно, что в расчете на рубль федеральных денег и доходов от аренды федерального имущества привлечение средств из внебюджетных источников на финансирование научных разработок снизилось. Старые формы (хозяйственные договоры с бизнесом и система опытных хозяйств — унитарных предприятий) не обеспечивают притока в инновационную сферу инвестиций частных компаний. Создание современной системы внедрения результатов НИР и повышение спроса на инновации со стороны бизнеса — главная задача сегодняшнего дня. В Госпрограмме на 2012—2020 годы на эти цели будет выделено 7,7 млрд руб. (см. табл. 5), в том числе:
Справка подготовлена на основе доклада «Механизмы инновационного развития АПК России», прочитанного директором департамента научно-технологической политики Минсельхоза Василием Нечаевым на конференции «Механизмы инновационного развития АПК России» (Москва, 12 октября 2012 г.)Вернуться назад |