ИНТЕЛРОС > №2, 2012 > Концепт цивилизации и модернизация

Андрей Виноградов
Концепт цивилизации и модернизация


10 декабря 2013

Виноградов Андрей Владимирович

зав. отделом Института Дальнего Востока РА, доктор политических наук

 

Вся известная история человечества — это, в сущности, история разных социальных субъектов: кровно-родственных, территориальных, религиозных, национально-государственных и т.д. Нетрудно заметить, что главной тенденцией развития является повышение меры всеобщности, предполагающее решение более сложных, высоких и масштабных задач. В В соответствии с этой тенденцией создаются теории истории, описывающие решение главной на данный момент проблемы развития. Последние 500 лет центральные направления мирового процесса определяла европейская история, а ее локальные задачи фигурировали в ведущих исторических концепциях. Возникший в конце XIX — начале XX в. цивилизационный подход подверг критике европоцентристскую установку (Н. Д Данилевский, О. Шпенглер) и, объединив многообразие всех исторических субъектов, представил свой взгляд на механизм исторического развития (А. Т Тойнби). Однако получив известность и завоевав последователей, он так и не смог стать ведущим направлением общественной мысли XX в. В В последнее время изменения в характере исторического процесса, вызванные глобализацией, заметно повысили интерес к цивилизационной теории (С. Хантингтон), обнаружившей солидный эвристический потенциал. Современное кризисное состояние человеческой цивилизации свидетельствует, вероятно, о том, что процессы цивилизационного генезиса не завершились, и у современников появилась уникальная возможность попытаться понять их механизм изнутри, в реальном времени.

Цивилизация — одно из наиболее общих понятий, которое должно согласованно описывать множество явлений социальной жизни. Именно этим объясняется то, что общепризнанного определения «цивилизация» до сих пор не существует. Часто оно смешивается с другим, близким по смыслу понятием «культура», у которого также нет однозначного определения. Одни и те же черты и свойства относятся и к культуре, и к цивилизации, что, безусловно, свидетельствует об их генетическом родстве. Вместе с тем существует смысловая граница, действительная только для цивилизаций. Цивилизация — единственное понятие, которое применяется исключительно к социальной материи, в отличие от понятия «культура», которое применяется и к предшествующему уровню развития — живым организмам. Понятие «цивилизация» воплощает, таким образом, самые яркие и фундаментальные черты социального.


Вернуться назад