ИНТЕЛРОС > №2, 2020 > Поэт-изобретатель Константин Комаров
|
Юрий Татаренко. Новости-бирск. Стихи 2018-2020 // Новосибирск: ООО «Манускрипт», 2020. – 124 с. Поэзия является не только, как мы помним по Бродскому, «высшей формой существования языка», но и непревзойдённым инструментом исследования языка, обнаружения креативного, как принято говорить, языкового потенциала. Если вспомнить хлебниковское деление на «изобретателей» и «приобретателей», то Юрий Татаренко, конечно, относится к когорте поэтов-изобретателей. Склонность к языковой игре, каламбурам, созданию неологизмов – самая яркая, пожалуй, черта его поэтики. Вот и новый сборник, вобравший в себя шесть разнородных разделов, поименован неологизмом, совместившим в себе место проживания поэта и его журналистскую профессию – «Новости-бирск». Хватает остроумных словесных новаций, изощрённой игры смыслов, созвучий и внутри книги: «льдинозавры», «посентябри», «слаботоника», «замки замкадья», «нас будет слишком двое», «репка Баскервилей» и т.д. Русская зима-2
Все вокруг наловчились выделывать разные штучки! Парадоксальность поэтического мышления Татаренко – не самоцель, а средство для реализации «сопряжения далековатых идей», как говорил классик. Языковые находки здесь, скорее, повод для детской радости, да и многие неологизмы и каламбуры напоминают детское словотворчество (примеры которого блестяще представлены, например, в книге Корнея Чуковского «От двух до пяти»). Но наряду с детским мироощущением, со стихийной радостью вбирания жизни во всей её хаотической неустроенности присутствует у Татаренко и метаинтонация зрелого элегизма, лирической маеты, неприкаянности, печали. На пересечении этих двух интонационных потоков – детского и зрелого – и формируется индивидуальный лирический голос Юрия Татаренко. Недаром так важен для него мотив дороги, путешествия, в котором как раз эти векторы и сходятся – перемещаясь в пространстве, лирический герой рефлексирует над впечатлениями без отрыва от их непосредственного накопления. Поэзия эта делает то, что, на мой взгляд, и должна делать поэзия – «сшивает» конкретику с абстракцией в единую динамичную ткань художественных образов. Сумерки
Час какой, девятый? Боли стали менее – Кто-то ест ризотто – Счастья понемножку, Стихи Татаренко, при всём обилии исторических, литературных, общекультурных аллюзий – современны, насыщены реалиями сегодняшнего дня, в них упоминаются названия футбольных клубов, имена популярных исполнителей и пр. И отдельно радостно, что, будучи столь актуальны, стихи не сваливаются в голимую публицистику, в зарифмовывание всего, что видишь. Подсвечивая сиюминутное вечным, Татаренко, к счастью, преодолел профдеформацию, избежал соблазна впадения в «журналистскую» поэзию, ставшую сегодня новым вариантом «акынства». Ключевым для него остаётся вневременное переживание – смены времён года, встреч и расставаний – всего того «вороха», который и составляет жизнь, смысл которой придаёт поэзия. Пятница Я прилетел. И снова на два дня. И покурить мы выйдем на балкон. Полжизни пролетело в суете – Юрий Татаренко пишет много, не стесняясь – и пишет в кайф. Это чувствуется и это радует. При такой производительности немудрено, что некоторые стихотворения выглядят в книге необязательными, остаются на уровне стихотворных упражнений для дружеского круга. Но основной массив – всё-таки самодостаточные стихотворения. Стихи Татаренко я читаю давно и с интересом – книга «Новости-бирск» в этом смысле исключением не стала. Как и предыдущая. Как, не сомневаюсь, не станет и следующая. Примечание: Вернуться назад |