ИНТЕЛРОС > №1, 2019 > Кто первый полюбит Ирина Любельская
|
(Рецензия на книгу Барановой Евгении Джен) Книга структурно интересна и нелинейна: видна некоторая закрученность от периферии к центру, как у ракушки-рапана, и одновременно центробежное разбегание направляющих по внешней поверхности: чувств, тем, языковых отражений. Значит, книга сохранила в себе отпечаток сразу нескольких принципов организации – как живой субъект. Работа Евгении Барановой со структурой стихотворения изящна, и это естественное изящество сочетается с аккуратностью как рабочей чертой поэта. Аккуратность эта ненарочита, приятна уму, слуху и глазу. Стихи, какими бы мучительными они ни были в своей теме иногда, легки или остры, и звучание – пронзительно и чисто: Детства трава худосочна.
Впрочем, не умер пока, помни, как птица-молочник реет среди молока. А вот так звучит тонкая горечь всеобщего дома мёртвых, который закрыт для живых, перевёрнут ногами вверх, как сказочная Австралия. Мы соприкасаемся только стопа к стопе (если и соприкоснёмся к руке рука или щекой к щеке, то не сейчас и не здесь): «Мёртвые растут, пока мы здесь./ Не ходи без стука по траве.» И мальчик, тонувший в «Титанике»,
портретом расцвечивал спаленки да майки на плоской груди. Кого-то в подъезде зарезали. И радость не ждёт впереди. Движущей силой стихотворения является разность потенциалов между явным и несказанным, между загадкой и пониманием, между синтаксисом и семантикой. Особенно удаётся Евгении эта игра на разности лексических регистров, создающая прелесть и суть стихотворения, удивляющая читателя. Игра – серьёзная вещь, а игроками (автором и читателем) в поэтической игре движет удивление. Движение текста Барановой – плавное и зыбкое, и вдруг в этой волнующей поверхности происходит сдвиг фазы – это и есть затравка поэтического, начало кристаллизации стихотворения, когда одна стихия рождает часть другой стихии: «интересна не форма но мысль / watermelon арбуз ли кавун». Дон-да-дон в голове кихотской
бьёт копытом (не в бровь, а в строй): «По верёвке б спустился Бродский, забрал с собой» Возможно, жизненная цель любой книги – стать квазиживой природой, самоорганизующейся системой. Стихотворения книги «Рыбное место» – это попытка баланса, поиска точки уникального равновесия. Этот баланс ощущается физически (то есть буквально: фонетически, при чтении), читатель оказывается почти что в позиции балерины. Я – Эми Грант,
I am Мегрэ. Я детектива персонаж… Или: «Слово, пожалуйста, выжми себе другого, / как золотую мякоть из тела слив.» В авторском мире очень много литературы, много именно субъектов литературы. Но вот здесь Мандельштам, Цветаева присутствуют не номинативно, именами-призраками, а прорастают в низких крымских горах, как древесная, как фонетическая жизнь, как жизнь памяти: …Какая разница с какого
мы переводимся как «прах».Как порох-пламя. Мед-гречиха. Как вой бездомных Аонид. Креманка Крыма. Очень тихо. И чувство Родины саднит. Евгения Баранова – поэт бега, а не шага, поэт, в котором сменяются его собственные ландшафты и тем живут. Но это и не попытка убежать от чего-то, от чего, возможно, и не стоит бегать. …Любимец музы, певчий катет!
Смотреть и больно, и смешно.Моя поэзия! Трамвай ли, от солнышка ли ржавый пёс. Ты-дух_ты-дым. И осень валит. И жизнь летит из-под колёс. Мне дороги стихотворные удачи этого поэта, а более всего дороги такие строки, которые как окно в какое-то ещё одно стихотворение, возможно, несуществующее, цитата из несуществующего. Это захватывает. Поэтому я скажу больше: у поэта не бывает неудач, бывает только грех недопогружения, страх задохнуться, а ещё – только ненаписанное, потенциальное, огромное море изобилия, которым он дышит, знает его природу. И иногда зачерпывает в ладонь. или гладкая шея коня
или терпкие осени дни интересна не форма но я не умею пока объяснить Примечание: Любельская Ирина. Поэт. Автор книги стихотворений «Ключ» (Екатеринбург, «Евдокия», 2015). Стихи публиковались в журналах «Арион», «Знамя», альманахе «Белый ворон» и др. Родилась в 1986 г. Живет в Московской области. Инженер-химик. Религиовед. Вернуться назад |