ИНТЕЛРОС > №1, 2021 > Мысли вразброс Виталий Штемпель
|
Думаю, не ошибусь, если скажу, что все мы сегодня переживаем далеко не лучшее время. Впрочем, сетовать на время стало давней, я бы сказал, социально-исторической, традицией. И далеко не самой худшей. Тем не менее, жизнь, при всех наших сегодняшних проблемах и неурядицах, прелестей своих не потеряла. Более того, мы, вдруг, поняли, как это замечательно – пожать приятелю руку, обнять близкого человека. Как замечательно простое человеческое общение, когда находишься с собеседником на расстоянии вытянутой руки. Увы, живое общение всё более становится раритетом. Утрачивается и сам опыт такой формы общения. Ибо отпадает необходимость слушать и быть услышанным. В ходу виртуальные порталы общения, так живо напоминающие коммунальную кухню, замечательно описанную Михаилом Зощенко. Выработалась своя диалектика, своя логика общения. Морально-этические нормы всё более раздвигают свои границы и вглубь, и вширь. Никто не защищён от оскорбительных нападков оппонента, который, в свою очередь, также легко оказывается в зоне «обстрела». Видимо, в этом есть свой кураж, – некий эрзац боёв без правил. Мне бы очень не хотелось, чтобы всё вышесказанное походило на сетования человека, не желающего идти в ногу со временем. Отнюдь! Виртуальное общение сблизило меня с очень многими замечательными, по-настоящему интересными, людьми. История не терпит суесловья,
трудна её народная стезя. Её страницы, залитые кровью, нельзя любить бездумною любовью и не любить без памяти нельзя. Тот, кто вчитается в эти сроки, обнаружит, что за внешней их патетикой, – боль человека, познавшего не только созидательную сторону великой державы. Строки эти привожу отнюдь не случайно. Полагаю – самой непрочитанной книгой остаётся книга Истории. Мы вырываем из неё по страничке и даже не удосуживаемся прочесть, что же стоит на её обороте. Сегодня в основу стихотворений всё чаще ложатся некие «горячие» эпизоды, являющиеся, плодом авторского воображения. В них, в большинстве своём, начисто, отсуствует психологический подтекст. Функция поэзии сужается, позиция автора к описываемому действу лежит на поверхности. Читателю же отводится роль статиста. По существу, мы имеем дело именно с тем рифмованным пересказом, который отрицал как поэзию Мандельштам. Здесь я говорю ещё и о памяти – той, которая не только фиксирует, но ещё и старается понять. Понять для того, чтобы не повторились страшные страницы прошлого. Вернуться назад |