ИНТЕЛРОС > №2, 2019 > «Я – птица Феникс, женское начало…» Виталий Штемпель
|
Надежда Кондакова. / Книга любви. – Оренбург : Оренбургская книга, 2018. – 328 с. : ил. В краткой аннотации к этой книге cообщается: она – двенадцатая в биографии автора. Следует ли её воспринимать как стоящую в общем ряду уже изданных книг? И нет, и – да. Нет – поскольку всё-таки она, эта книга, подводит некий итог в творческой жизни поэта Надежды Кондаковой. В неё включено избранное, а значит лучшее, на её взгляд, из всего написанного, укладывающегося в тематику книги. А это – плод почти полувековой работы. Да – если учесть, что точка этой книгой не поставлена. Поэт полон сил и творческих планов. Стихи Надежды Кондаковой, написанные в последние годы, только подтверждают это – она в постоянном поиске; в стихах её, прежде всего с сюжетным развитием, всё более проглядывается психологический подтекст. Всё чаще она обращает свой взгляд вовне. Нет, она не даёт ответы на вопросы, которые ставит перед нами быстроизменчивая жизнь. Но подмечает в своих стихах те детали человеческих отношений, которые заставляют читателя задуматься над категориями нравственными. И при этом – заглянуть в себя самого. У кого ты училась? У слова.
У синички, зашедшей в тетрадь. Жить училась у болиголова, у Владимира-свет-Соколова и у Блока потом – умирать. Круг её учителей можно значительно расширить. Что, впрочем, делает и сама Надежда в предисловии к книге. Для неё святы традиции русской поэтической школы. Но именно это и заставляет её искать свои пути поэтического самовыражения. И находить – в той интонационной ритмике стиха, которая присуща только ей, в невероятном умении говорить просто – но не упрощённо! – о самых сложных жизненных ситуациях. …Ещё вчера штормило, падало
с размаху на берег, влекло нескрытой жаждою… Не правда ли сегодня видеть тяжело, как кроткое, почти покорное, почти греховное на вид, неслышно дышит море Чёрное и притворяется, что спит.
1976
Я намеренно привёл это коротенькое, довольно раннее стихотворение целиком. И не только в подтверждение вышесказанного. В нём в полной мере проявляется тот дар художника, который можно назвать чувством достаточности. Ни одного лишнего слова, ни одного ненужного мазка. Для неё очень важна пластика стиха – как основа самой мызыкальности. Трудно пройти мимо таких стихотворений, как «На перголу взбираясь, виноград…», «Сыграй мне, скрипач ненаглядный…», «Скворешня», «Я знаю, скажут обо мне…», «Музыканты сфер небесных, выше!..». Этот перечень может быть значительно расширен. И у каждого, прочитавшего эту книгу, он может оказаться своим. Но тут мы подошли к вопросу, который попросту нельзя обойти. Если любовь – главная тема этой книги, то как же соотносятся с этим высоким чувством такие жёсткие, если хотите, жестокие, строки: Твой дед – посадил моего деда,
мой отец – до смерти презирал твоего отца. И из этого нет выхода, эта ненависть не имеет конца. Соотносятся. Ибо Кондакова не только не идеализирует жизнь, но в равной степени говорит и о её пороках, её бедах. Любовь не тепличное растение. В реальной жизни ей приходится идти против течения – чтобы выжить в этом мире. Стихи Надежды нередко «привязаны» к каким-то событиям жизни, порой трагическим. И скольких ты уже похоронила,
и проводила к Господу, домой, что от бесслёзья высохли чернила и опустились крылья за спиной. Или такая вот, горькая, констатация: я любила родину – Горгону,
в камень превратившую меня. Но это – не дневниковые записи, написанные в рифму. Это поэзия, продиктованная ей самою жизнью. А потому читатель находит в них своё, лично им пережитое. Его не покидает ощущение: автор обращается непосредственно к нему, ведёт внутренний диалог с ним. Здесь раскрывается ещё один замечательный дар поэта: искусство повествования, умение точно акцентировать каждое слово, каждый лексический оборот поэтической речи. И вот стою у вашего корыта
непризнанная, странная, чужая. Не в этой ли странности, не в этой ли отчуждённости от всякого официоза – залог личной и творческой свободы? Я первой ему сказала:
– Мне жить без тебя невмочь! А он мне легко ответил: – А я без тебя смогу. Но ведь жизнь продолжается. Примечание: Вернуться назад |