ИНТЕЛРОС > №44, 2008 > Зона терминатора: мольфары

Зона терминатора: мольфары


09 ноября 2008



Линию сумерек над поверхностью планеты астрономы называют зоной терминатора. Это хороший термин для всего, чему нет и не может быть логичного научного объяснения. Что же касается термина мольфар — он происходит от древнего слова мольфа, что значит заколдованный, заговоренный предмет.

Очередной виток моды на все сверхъестественное и непознаваемое вытолкнул на поверхность тысячи авантюристов и шарлатанов. Под тяжестью “магической” литературы гнутся книжные раскладки у метро и в подземных переходах. А в Карпатах, как всегда жили, и сейчас живут так называемые непростые люди. Они не читают эзотерической литературы, но действительно обладают невероятной силой от земли, силой творить чудеса. Их способность останавливать грозовые тучи описана Михаилом Коцюбинским в “Тенях забытых предков”. Именно Коцюбинский впервые употребил в художественной литературе слово мольфар, которое карпатский люд старается не произносить вслух во избежание возмущения магических стихий. В здешних местах так называют знахарей и колдунов, часто недобрых.

Когда Параджанов снимал свой знаменитый фильм по одноименному произведению, относительно гуцульского быта и мифологии его консультировал Михаил Нечай, настоящий карпатский мольфар. В селе Верхний Ясенев к мольфару Нечаю приезжало несколько съемочных групп, в том числе из-за рубежа, даже из Японии. В начале 1990-х появились документальные фильмы “Мольфар из рода Нечаев” и “Притяжение”.


Михаил Нечай

С 1989 года Михаил Нечай из села Верхний Ясенев Верховинского района Ивано-Франковской области хранит телеграмму ЦК ЛКСМУ, которой его срочно вызывали в Черновцы на открытие первого фестиваля “Червона Рута”. Множество очевидцев до сих пор вспоминают, как серьезно относился Оргкомитет к непонятным шаманским ритуалам, которыми этот невысокий худощавый человек… удерживал безоблачную ясную погоду на протяжении всего праздника. Как бы там ни было, а дождь в Черновцах полил сразу же после его отъезда…

Своим предком дед Нечай называет легендарного Данила Нечая — сподвижника Богдана Хмельницкого, героя народных песен, которого считали настоящим “характерником”. На Сечи верили, что “характерники” умели проходить сквозь крепостные стены, владели необычайными способностями в бою и исцеляли. Потомки Данила Нечая когда-то давно переселились в Карпаты. Видимо от легендарных предков-запорожцев Михаил Нечай унаследовал магические способ­ности. Себя называет вещуном, волшебником, колдуном, магом, знахарем. Принципиальной разницы между этими названиями не видит. Но чаще всего называет себя мольфаром.

Михаилу Михайловичу 78 лет, он носит очки, живет скромно, довольствуясь дарами матушки-земли. Никогда не назначает цену за лечение, как это обычно делают ворожки. “Очень придется отвечать перед Господом тем вещунам и целителям, которые рекламируют себя, чтобы заработать, — говорит Нечай, — ибо упадет на них кара до седьмого колена. Потому что из людского горя не построить вавилонскую башню, а если построите, так она развалится и рассыплется. Никогда из людских несчастий не может получиться добро и благочестие”.

Нечай просит у Бога ученика или ученицу, кому мог бы передать свою науку, и “кто не любил бы деньги больше, чем человека”. К сожалению, его родные дети особых способностей не унаследовали.

Гуцулы, несмотря на свою необычайную набожность, до сих пор наполовину язычники. Поклонение небу, солнцу, воде, земле здесь давно и органично связано с православием. “Бог — он, прежде всего, в сердце, — говорит Нечай. — А грех — противоречие Божьему закону и человеческому достоинству. На правом плече человека с рождения — Ангел-хранитель, а не левом — черт. Что человек посеет, то он и пожнет. Молиться нужно сердцем, а теперь преимущественно молятся разумом”.

Про то, что владеет дивным даром, Нечай догадался еще в детстве, когда одним прикосновением смог остановить кровь у пастушка, поранившегося на пастбище. С этих пор стал ходить со своей бабушкой собирать зелье и учиться у нее: “Моя бабка Анна-знахарка так меня любила, что шестилетнего на спине носила на полонину, где собирала зелье. Я владею герметической медициной, где биография каждого растения описана и указано, когда собирать, почему, где, кому. Есть мужские растения, есть женские… Когда хочу забрать у земли-матери растение, я кланяюсь ему и говорю: такая-то травинка, я тебя беру для спасения пострадавшим людям, нуждающимся в помощи, ты меня прости, я сестер твоих оставляю, а тебя ­забираю”.

Его клиентами были высокопоставленные компартийные чины — тайком ночью приезжали и тихонько уезжали. После распада Союза Михаил Нечай съездил в Киев, сдал экзамен и получил официальную лицензию на право заниматься народной медициной. Два года он практиковал в Ивано-Франковском неврологическом диспансере и два года в Брюховичах Львовской области в санатории, где тогда проводились научные исследования. Еще Нечай играет на дрымбе (которой, кстати говоря, лечит неврозы), любит литературу и пишет пейзажи. Раз в год он на 11 суток ложится в пещеру в позе зародыша, — без воды и пищи, — для очищения. Провожает плохих людей “напутственным словом”, которое возвращает им собственное зло, разговаривает с духами и не раскрывает своих тайн.

“Когда-то все люди имели дар ясновидения, — утверждает дед Нечай, — каждый знал свой смертный час и то, как он умрет. От тех времен остался только обычай готовить себе на смерть одежду. Теперь люди измельчали, и Бог запретил ангелам сходить на землю, чтобы те через пророков давали советы людям. После этого только единицы сохранили дар предвидения. Для всех остальных Бог оставил только ясновидение во сне”.


Анастасия Явная

Недавно на студиях звукозаписи Киева и Львова была завершена работа над записью нового альбома “Самана”. Его создатели — поэтесса и композитор Марина Курсанова и певец Андрей Явный. В свое время Андрей экстерном окончил институт теологи в Москве от Мюнхенской академии парапсихологии. Потом получил Гран-при на фестивале горлового пения (проходящем регулярно в Париже). Свой новый альбом он посвятил своей бабушке, известной знахарке Анастасии Явной. “Бабушка научила меня тем вещам, которые умела сама, — утверждает Андрей. — Она лечила травами, энергией рук и карпатскими заговорами. Умерла, когда мне было 16 лет”.

Два года назад вышли статьи-дополнения к Оксфордской энциклопедии, где среди известных шаманов современности упоминается Анастасия Явная.

Она родилась в 1912 году. Говорят, что мать родила ее на дороге, возвращаясь с поля, прямо около слияния рек Белый Черемош и Чорный Черемош. Целительница жила в селе Гонятичи на Львовщине, а потом во Львове. Умерла в 1996 году. Многие львовяне помнят, как им помогла знахарка “пани Явна”, которая всю жизнь проработала дворничихой. Она сливала воск, читала заговоры, давала травы и объясняла, как их пить. К ней в советские времена приезжали какие-то исследователи из Новгорода. Записывали ее тексты. Наверное, благодаря этим текстам она и попала в Оксфордскую энциклопедию.


Иван Буркало

В 1960-70 годы в село Комсомольск Тячевского района Закарпатской области к Ивану Гавриловичу Буркало приезжали сотни людей с Алтая и Кавказа, из Москвы и Прибалтики. Приезжали полечиться. Довелось ему трижды посетить Сибирь не по собственной инициативе. Этот удивительный знахарь владел девятью иностранными языками, был художником, скульптором и писателем. Изо всей его многодетной семьи только младший сын Иван и старшая сестра унаследовали отцовский дар. Правда, долго это игнорировали.

Иван Иванович получил несколько высших образований и перепробовал себя в разных профессиях, пока не понял, что не получится убежать от удивительного отцовского наследства. В конце концов, Иван Буркало все-таки поехал в Киев на курсы при Министерстве здравоохранения и получил официальную лицензию на право лечить методиками народной медицины. “Мой отец сорок лет записывал свои наблюдения о влиянии различных растений на человеческий организм, — говорит он. — Было бы грешно не использовать все это для помощи людям. Я благодарен отцу за возможность понимать природу и человека как единое целое”.

Показывая нам пачки благодарных писем к своему знаменитому отцу, Иван Иванович с грустью заметил: “Традиционная медицина никогда не признает народных методов борьбы с “неизлечимыми” болезнями, — хотя мудрые врачи направляют ко мне своих родственников и хороших знакомых. Нами всегда интересовались спецслужбы. Но хуже другое — современная медицина все пытается поставить народные методы на технологический конвейер. Это можно сравнить с искусственной икрой, искусственными цветами. Чем дальше мир отходит от Природы, тем болезненней становится. Я профессионально занимался спортом и могу сделать вывод, что сегодня главные соревнования проходят не между людьми, а между фармакологическими корпорациями за сверхприбыли. В таком соревновании люди — только живой материал, какой же там может быть здоровый дух в здоровом теле! Люди всячески нарушают любые человеческие законы и не желают понять, что, нарушая баланс добра и зла, уничтожают себя, как вид. Даже очевидные природные катаклизмы мало кого останавливают в погоне за наживой. Люди в первую очередь должны в себе сбалансировать меру добра и зла. Тогда Природа их снова примет”.


Вернуться назад