ИНТЕЛРОС > №34, 2007 > Александр Нарбут. Газовый эндшпиль

Александр Нарбут. Газовый эндшпиль


24 апреля 2007

Последние несколько лет газовая тема в жизни "суверенного" государства Украина стала предметом особого внимания не только узкого круга специалистов, но и существенным вопросом общественных дискуссий. А также – ключевым полем ожесточенной политической борьбы. Более того, как показали последние два года, условия поставок газа в страну определяют характер стратегических внешнеполитических отношений.


altСейчас в Украине представители интеллектуальной и деловой элиты, а также отдельные политики сходятся во мнении, что наша страна стоит на стратегическом раздорожье. Выбор пути предопределит не только дальнейшее развитие Украины, но и ее будущее место на геополитической карте мира. Мы даже наблюдаем нечто вроде национальной дискуссии по этому вопросу. Пока что она формируется спонтанно, но уже в недалеком будущем имеет все шансы стать масштабным обсуждением стратегии развития Украины как в рамках серии референдумов по ключевым внутренне- и внешнеполитическим вопросам, так и в виде программных целей принципиально новых политических и общественных движений.
Между тем, за 15 лет независимости украинского государства политическая элита так и не сформулировала национальную идею – набор консолидирующих и ориентирующих постулатов, реализация которых объединит политическую нацию и даст импульс развитию страны. В 2007 году вопрос о национальной идее опять обрел актуальность, как во второй половине 90-х. Однако со своим колоритом – слышны мнения о тупике, в котором оказалась Украина. Согласен, государство действительно в тупике. Ключом же к настоящему и будущему страны является природный газ, точнее, геополитическая составляющая "синеватой газообразной субстанции". Что же нам может открыть этот "ключ"?

Старые проблемы новой партии
Популярно мнение, что наша страна – разменная фигура в большой геополитической игре. Отчасти это соответствует действительности. Географическое расположение Украины и уникальные по протяженности и мощи газотранспортные ресурсы выводят ее на уровень как минимум генерального энергетического моста между Российской Федерацией и Европейским Союзом. До 2006 года этот статус украинского государства имел почти теоретическое значение. Ведь локальные конфликты между Россией и Украиной по поводу несанкционированного отбора газа из подземных газохранилищ (ПГХ) и магистральных газопроводов практически не имели политического резонанса. Относительная стабильность системы взаимоотношений была, в общем, благоприятной для нашей страны в том смысле, что создавала предпосылки для грамотного формулирования и выстраивания основных векторов внешней политики, особенно экономической. Украина действительно является важным объектом российско-европейской геополитической шахматной партии. Но похоже, подошла к завершению партия, где выстраивались отношения консолидированного Запада и децентрализованного Востока (постсоветского пространства). На старте – новая Большая игра, ставки в которой неизмеримо выше, а последствия определят развитие стран-игроков на многие десятилетия вперед. Особенность момента заключается в том, что предыдущая игра для некоторых субъектов вовсе не закончена.
Признаки начала новой партии пока что не слишком явны. Разве что – заявления мировых политиков на международных конференциях и вроде бы "случайные" оговорки на раутах высокого уровня, в корне меняющие представления о традиционных внешнеполитических векторах иных стран. Симптоматичны и резкие смены политэлит и форм правления в некоторых государствах, особенно серия "цветных" революций постсоветского пространства и квазиэволюционная трансформация власти Туркменистана. Предопределяющих факторов достаточно, чтобы уже сейчас судить и о предмете новой игры, и о вероятных пробных ходах участников.
Во-первых, сигналом к дисбалансу международных отношений стала экспансивная трансформация внешней политики США на Ближнем Востоке и в Восточной Европе, и в частности, перспектива размещения системы ПРО в Польше и Чехии. Соединенные Штаты явно намеревались унифицировать глобальную политику за счет стимуляции дестабилизирующих процессов. Причем задействованы были как политические, так и экономические рычаги. Эта тактика требовала адекватного ответа ЕС, которого Европа дать вовремя не смогла. Последовательные неудачи с введением общей Конституции и экономической консолидацией несколько законсервировали Европейский союз на внутренних вопросах. Соответственно, внешние инициативы ограничивались защитой экономических интересов. Стремительное расширение ЕС – это как бы запоздалый ответ на экспансию США, и одновременно попытка сформулировать основные ориентиры новой внешнеполитической доктрины.
Во-вторых, в игру активно вступает Россия. В последние два-три года РФ использует фактор газа в качестве основной ставки, небезосновательно полагая, что очередной международный клинч вызван именно борьбой за право опережающего доступа к энергоресурсам. Во всяком случае, экспансия США на нефте- и газоносном Ближнем Востоке позволяет сделать вывод, что ключевая ставка – не развитие демократии в этих странах, а нефть и газ. Если учесть, что с 2000 года объемы энергопотребления в мире растут опережающими темпами, то реально спрогнозировать: партия предстоит жаркая.
И в этой непростой игре Украина отнюдь не оказывается на обочине международных процессов. В условиях жесткой конкуренции за энергоресурсы и энергорынки роль государств-транзитеров в мировой политике возрастает многократно. 2004-2006 годы наглядно продемонстрировали несостоятельность прежней многовекторной тактики. Налицо активное втягивание Украины в орбиту политического влияния России за счет газового рычага. РФ открыла часть своих замыслов: наша страна в обмен на режим максимального благоприятствования прохождению российского газа в Европу может получить доступ к совместной разработке месторождений.
Даже если будут проложены газопроводы по новым маршрутам в обход Украины, у Европы свои резоны активизировать диалог с нами. ЕС не слишком заинтересован в дальнейшем расширении на Восток. Новые участники могут разбалансировать расклад сил и потребовать слишком больших затрат на трансформацию. Перспективнее интеграция экономических пространств соседних государств и максимальное использование их потенциала. И в этой связи Украина имеет все предпосылки к самостоятельной активной внешнеполитической игре.
Самое интересное, что и США заинтересованы в сотрудничестве с нашим молодым государством, правда, в рамках расширения не ЕС, а НАТО. Но официальный Вашингтон никогда не выказывал недовольства стремлением Украины интегрироваться в ЕС, что также показательно. Так что старая партия уже переходит в эндшпиль, а на ее фоне складывается диспозиция новой. И от того, с каким результатом Украина сможет справиться с проблемой пассивного участия в близящейся к завершению партии, зависит, какой именно фигурой она станет в новой – пешкой, конем, ладьей или ферзем.
А пока что Украина вальсирует с Россией, поглядывая по сторонам на других потенциальных партнеров и недооценивая собственный транзитный и, что самое главное, энергоресурсный потенциал. Не исключено, что реальному взгляду на энергетику мешают навязанные нашим восточным соседом бархатистые "зеленые" газовые шоры.

Российский гамбит
Актуализация газового вопроса в Украине происходит с подачи России, однако глубинные причины этого заключены в искусственной зависимости от поставок дешевого энергоносителя. Эту зависимость сейчас не отрицает практически никто, а российский "Газпром" сознательно акцентирует на ней внимание. Украинскую сторону заставляют мыслить в диапазоне "дорогой российский газ – плохо, дешевый российский газ – хорошо". Но рассматривать Украину как полностью кабального потребителя российского газа, пожалуй, не стоит. Грамотнее было бы сформулировать такой подход: Украина закабалена российским газом, который ей, в принципе, нужен, но не столь остро необходим.
Безусловно, в первые годы независимости наше государство стремилось выстраивать отношения с Россией как партнерские и равноправные. И в РФ какое-то время адекватно реагировали на такую тактику, поскольку страна переживала серию сложных трансформаций. В течение 1991-1993 и частично 1994 годов был короткий период, когда баланс наших отношений был относительно стабильным. Затем в РФ разразился кризис неплатежей. Нестабильность формирующихся финансовых систем внесла в схему платежей за газ элемент непредсказуемости и неурегулированности. В этот период РАО "Газпром" остро ощущал на себе кризис неплатежей на внутреннем рынке России. Единственным источником финансирования оказались страны ближнего и дальнего зарубежья – потребители голубого топлива. Именно тогда возник механизм дисбаланса цен на газ для внутреннего и внешнего рынка, при котором экспортные цены значительно превышали внутренние. Объемы потребления импортного природного газа в Украине уже тогда составляли около 50 миллиардов кубометров. Во многом от украинских выплат зависела дальнейшая финансовая устойчивость "Газпрома". Чтобы обеспечить бесперебойное поступление денег, "Газпром" наладил стойкие контакты с украинскими политиками, лидерами влиятельных сил, представителями правительства, постепенно формируя мощное лобби. Основная цель – обеспечение стабильности платежей. Возможности Украины в собственной добыче газа на тот момент составляли почти 17 миллиардов кубометров в год. Приходилось ориентироваться на импортный (российский и азиатский) природный газ. Сложные финансовые процессы в Украине и в России способствовали формированию задолженности, которая частично погашалась бартером, а частично "зависала", надолго отягчая финансовое состояние НАК "Нефтегаз". Уже в то время РАО "Газпром" не отвергал оттягивание внешнеэкономических расчетов, играя на разнице валютных курсов. Ведь долги фиксировались в твердой валюте, а внутренние платежи велись в национальной.
Так что нынешняя сложная "газовая" позиция Украины складывалась не один год из целой серии крупных и досадных промахов. А может быть, сознательных и весьма выгодных для их авторов просчетов? Сейчас газовая игра России с Украиной приближается к развязке. Опутанный долгами и близкий к банкротству НАК "Нефтегаз Украины" практически вытеснен с рынка, а монопольный российско-швейцарский дуэт уже приступил к подготовке розыгрыша финального газового эндшпиля.
Комбинация предельно проста.
Во-первых, нужно скупить областные газораспределительные компании, взяв под контроль поставки предприятиям теплокоммунэнерго и другим конечным потребителям и окончательно закрепив свое господство на внутреннем рынке.
Во-вторых, необходимо ускоренным образом подорвать кредитоспособность ДК "Укртрансгаз". Для этого надо зафиксировать тарифы на транзит и хранение газа в ПГХ, заставив при этом покупать технологический газ по новым высоким ценам у СП "Укргаз-Энерго". Важно также запустить дорогостоящую программу модернизации газотранспортной системы (ГТС) на 2007-2010 годы.
И последний штрих: нужно подтолкнуть компанию "Укртрансгаз" к несанкционированному отбору из ПГХ весьма дорогого газа "РосУкрЭнерго" (таможенная стоимость 230 долларов за тысячу кубометров). Для этого и был "подготовлен" дефицит газового баланса на традиционно пиковый осенне-зимний период. Эта комбинация поставит компанию перед необходимостью системных внешних заимствований. В итоге наши российско-швейцарские "благодетели" легко устранят неплатежеспособных НАК "Нефтегаз Украины" и ДК "Укртрансгаз" и возьмутся уже самостоятельно обеспечить гарантии транзита российского газа в Европу, взяв под контроль украинскую ГТС. Тут весьма кстати может прийтись уже имеющийся международный консорциум. А необходимая помощь будет обеспечена не только целеустремленным министром топлива и энергетики Украины, но и всей мощью парламентско-правительственной коалиции, с ее административным и налогово-бюджетным прессом, а также законодательным обеспечением приватизации.

Скупой платит дважды
Может возникнуть резонный вопрос: "Зачем России украинская ГТС, если она планирует строить Североевропейский газопровод?" Внешне действительно ситуация выглядит так, словно РФ оказывает благодеяние Украине, снабжая ее дешевым газом. Но на самом деле Россия требует слишком внушительной платы взамен. Если Украина играет совместно с РФ, то она сдает свою ГТС (включая 13 ПГХ объемом в 30 миллиардов кубометров), – иначе газа вообще не будет или он окажется слишком дорогим ("газпромовцы" уже называли цену для ЕС в 700 долларов). Взамен – не получает ни-че-го, кроме сладких эфемерных обещаний. Лобби "Газпрома" в украинской политике настолько мощно, что РФ может позволить себе диктовать даже условия межгосударственных договоров. Более того, не исключено, что дестабилизация политической ситуации инициирована как раз внешними силами. Просто им в какой-то момент стало выгодно, чтобы в Украине основные фигуранты процесса сосредоточились на внутренних проблемах. Грядущая предвыборная кампания в РФ, несомненно, потребует значительных финансовых затрат, поэтому для "кошелька Кремля" крайне важно получить свои деньги в полном объеме. Следовательно, представление о льготных ценах для Украины – это первый миф. Косвенно об этом свидетельствует история постновогодних взаимоотношений России и Белоруссии. Миф второй связан с экономически взаимовыгодными связями России и Украины. Объемы внешнеторгового оборота нашей страны с Евросоюзом и с Россией в последние несколько лет были практически сопоставимы. Однако торговля с Евросоюзом растет значительно быстрее, тогда как с Россией прирост осуществляется значительно более скромными темпами, и то в основном за счет повышательной коррекции цен. Как только Россия вступит в ВТО, она переориентируется на экспансию внешних рынков, для чего ей, опять-таки, будут необходимы дополнительные ресурсные источники. Одним из потенциальных доноров может стать и Украина. Пытающаяся пробить свой путь в Азию Украина ей ни к чему. Так что истинная суть таких "взаимовыгодных" торговых отношений очевидна. Раскол Украины во время президентских выборов высветил лишь реальные масштабы возможностей "кремлевско-газпромовского" лобби. И сейчас РАО "Газпром" готовится сделать решающий ход: взять под контроль стержневой геополитический ресурс Украины.

Активная игра
Но предэндшпильная позиция может быть и совсем иной. Тут следует подчеркнуть, что до сих пор действует подписанное 22 декабря 2000 года одно из самых выгодных для Украины соглашений – Соглашение между правительством РФ и Кабмином Украины о гарантиях транзита российского природного газа по территории Украины. В своих размышлениях оттолкнемся от уже произошедшего разделения условий транзита природного газа в Европу и цены импортных поставок того же газа в Украину. Итак, один из возможных вариантов активной игры мог бы выглядеть таким образом.
Шаг первый. Прежде всего, необходима коррекция внутренней цены на природный газ для всех категорий потребителей. Уровень цены должен быть не ниже рыночно обоснованного, и сопоставим по цене энергоемкости с другими базовыми энергоносителями (газойль, топочный мазут). Повышение цен должно быть выполнено предельно динамично, то есть не дольше чем в течение 2-3 лет (2007-2009). Это создаст реальные предпосылки для организации рыночно конкурентной среды в секторе природного газа и реально изменит структуру потребления энергоносителей, снизив объемы потребления газа до 55-60 миллиардов кубометров в год. При этом в общем балансе энергопотребления газовая часть будет приближаться к среднемировой доле в 24% (в нашем случае это будет 25-30%).
Шаг второй. Крайне актуальным является создание инфраструктурных, институционных и организационных, нормативных условий формирования конкурентного рынка природного газа. Государство может и должно стимулировать реальную конкуренцию между крупными импортерами и отечественными газодобывающими компаниями. Поэтому имеет смысл не откладывать приватизацию значительной доли (до 60%, а при некоторых условиях и более) таких добывающих компаний, как ДК "Укргаздобыча" и ОАО "Черноморнефтегаз". Не вызывает сомнений и целесообразность создания на базе ОАО "Укрнафта" ряда перерабатывающих мощностей вертикально интегрированной нефтяной компании с ее последующей незамедлительной приватизацией. Рациональным будет государственное внимание к ускорению практического освоения запасов азово-черноморского шельфа. Желательно привлечь для этого несколько корпораций мирового уровня с вариантом использования, в том числе, и возможности соглашения о разделе продукции.
Шаг третий. Стратегическое значение имеет решение задачи диверсификации маршрутов (и источников!) поставки природного газа в Украину (а также, возможно, и в Европу). Тут важна эффективность и надежность работы ГТС, а она может быть обеспечена решением о преобразовании ДК "Укртрансгаз" в независимую от НАК "Нефтегаз Украины" самостоятельную национальную акционерную компанию. Пусть на ее балансе будут транзитные и другие магистральные газопроводы высокого давления и все отечественные ПГХ, то есть единый комплекс украинской ГТС. Хозяйственная самостоятельность "Укртрансгаза" позволит перейти на конкурентную модель оказания услуг по транспортировке, хранению и кондиционированию природного газа с равным правом доступа как продавца, так и покупателя. Ведь это обусловлено положениями европейской энергетической хартии, ратифицированной Украиной! Появится возможность в максимально короткие сроки выйти на экономически обоснованную ставку оплаты за транзит газа и существенно скорректировать стоимость других услуг компании, приблизив их к европейскому уровню. Инвестиционная состоятельность после модернизации "Укртрансгаза" позволит исключить любые спекуляции о технической и профессиональной надежности ГТС и несанкционированных отборах. Кроме того, компания сможет стать активным участником международных проектов, укрепляя и развивая наши экономические позиции на перспективных для Украины рынках в Средней и Центральной Азии, Прикаспийском регионе. Возможно, удастся найти свое место в масштабных проектах прокладки новых газовых маршрутов, таких как газопровод "Набукко" и его соединение с IGAT-2.

О моральном соответствии
Для успешного и динамичного проведения газовой партии в свою пользу требуется принципиально иная – активная роль государственных институтов, политиков и высших должностных лиц страны.
Во-первых, это должно выразиться в твердой позиции по допуску на внутренний рынок зарубежных газовых компаний. Здесь стоит отметить важность государственного протекционизма и системной поддержки наиболее мощных и активных газовых трейдеров, тех, что способны вести масштабные экспортно-импортные операции и закрепляться на интересных для Украины рынках газодобычи.
Во-вторых, государственная поддержка может быть очень полезна для расширения использования альтернативных энергоресурсов. Речь идет о нереализованных до сих пор на Донбассе масштабных планах добычи шахтного метана и о получении в промышленных объемах синтетического газа и биогаза. Имеет смысл налоговое и бюджетное стимулирование использования подобных энергоносителей, а также различных смесей в реформируемом ЖКХ.
В-третьих, правительство и парламентская коалиция могли бы заложить в бюджет возможности создания в течение двух лет (2007-2008) замещаемого резерва природного газа в объеме не менее 10% от пикового сезонного полугодичного потребления. Кроме того, базовые предприятия отрасли, и в том числе новая стратегическая компания, не должны стать жертвой безудержного аппетита наших народных избранников. Ведь оптимизация налоговой нагрузки поможет сохранить или, что еще лучше, увеличить их инвестиционный потенциал, что в свою очередь позитивно скажется и на других зависимых отраслях экономики. А вот о высоких экспортных и реэкспортных пошлинах на природный газ (в том числе и в сжиженном виде) забывать пока не стоит.
Итак, мы видим, что для Украины итоговая позиция в газовом эндшпиле уже через год-полтора может быть существенно улучшена. Но для этого необходима не только политическая воля отдельных государственных мужей, но и глубокая ревизия кадровой обоймы газового сектора на предмет профессионального и морального соответствия тем непростым задачам, которые требуют своего решения.
А если поиграть еще и на чужих газовых полях?


Лидер БЮТ Юлия Тимошенко уверена, что общее использование газотранспортной системы является инициативой российских самых высоких властей. "Это инициатива исключительно российских наивысших властей. Включительно с Владимиром Путиным", – сказала она в субботу вечером в эфире "5 канала".
"В Украине сегодня, я убеждена, ему готовы помочь правительственные чиновники. Я убеждена, что Янукович в свои предвыборные времена давал такие обещания российской власти, сдать все, что только можно сдать за поддержку на выборах", – считает Тимошенко.
По ее словам, российские власти понимают, что "без украинской газотранспортной сети они не будут монополистами в этом регионе по вопросам транспортировки".
"Украинская правда"



Украина готова передать России распределительные газопроводы в обмен на допуск к добыче газа на ее территории, утверждает министр топлива и энергетики Юрий Бойко.
"Единственный актив, который мы могли бы отдать в обмен, это распределительные сети", – сказал глава Минтопэнерго в ответ на вопрос, какими активами Украина готова пожертвовать для получения активов по добыче газа на территории России.
Бойко также заявил, что правительство Украины не намерено передавать России систему магистральных газопроводов. "Магистральную трубу – Боже упаси!", – сказал он.
"Деловая неделя"


Вернуться назад