ИНТЕЛРОС > №47, 2015 > Александр Квиташвили: Не нужно финансировать красивые фасады

Нелли ГОЛЬДАНСКАЯ
Александр Квиташвили: Не нужно финансировать красивые фасады


24 мая 2016

DSC01433ghfd

По данным статистики в Украине насчитывается чуть больше 42 млн. человек. С одной стороны, это огромный рынок для медообслуживания, с другой, очень бедное и несовершенное здравоохранение? В чем, на ваш взгляд, причина такого несоответствия?

−Очень понятное несоответствие. И не может быть иначе, если государство неправильно финансирует систему. Оно поддерживает только инфраструктуру, ничего не вкладывая в качество. В медицине эта модель финансирования невозможна в принципе, вернее возможна, уж если мы ее наблюдаем, но и результаты мы тоже видим, правда? Ну, нельзя перераспределять деньги на содержание койко-мест, потому что на качество медицины это никак не влияет. Во всем мире медицина развивается технологически и организационно, и поэтому идёт вперёд. У нас же «живее всех живых»,  построенная 100 лет назад модель финансирования «подсчета по головам». Собственно, этот «совок» и не дает нам развиваться дальше. Ну, посмотрите, −  некоторые страны постсоветского  пространства запустили реформы, и даже прошли этот путь, но Украина ни на шаг не продвинулась вперед за все 24 года своей независимости. Очень странное положение вещей, не правда ли? С одной стороны стремление вырваться из старого уклада жизни, с другой жить по старым законам. Скажу больше, она не только смогла сохранить в неприкосновенности  этого своего медицинского инфраструктурного монстра, но и приумножить его. Вот это нужно менять, чтобы  несоответствия, о котором вы говорите, не было.

Но с чего-то же нужно начинать? Если пунктирно обозначить приоритеты, с чего?

− Нужно переходить на финансирование услуг, и в первую очередь нужно рассчитать стоимость тех услуг, которые государство сможет предоставлять людям. Стоимость бесплатных услуг, закупок, в каком количестве они необходимы, какие ресурсы есть на эти услуги из тех 46 млрд., которые сейчас находятся в бюджете Министерства здравоохранения. Нужно сконсолидировать всю систему здравоохранения, ведомственную инфраструктуру в том числе, и постепенно переходить на принцип оплаты медицинских  услуг. Это даст возможность внедрять страховые механизмы, потому что принцип страхования, -  это оплата услуги. А финансирование койко-места, которое мы сейчас имеем, и медицинское страхование не работают в одной плоскости. Или – или.

Мы сейчас говорим о том, как могла бы происходить реформа в стране, где ситуация более-менее стабильная. На сегодня у нас реальные доходы граждан сократились, существенно вырос уровень бедности, и очень многие категории населения балансируют на грани нищеты. Многих пугает даже термин «медицинское страхование», и они не верят, что за этим не стоит еще один оброк, который ляжет на их плечи, и по сути ничего не изменит.     

− Медицинское страхование, −  это дополнительный источник  финансирования системы, и ничего другого. Это оптимизация финансовых рисков, которые берет на себя страховая компания. И это не единственный источник дополнительных денег для больницы, и для системы. В мире есть разные модели медицинского страхования, работают они тоже по-разному. Например, в Голландии  гражданин страхуется в частной компании, а государство потом само регулирует помощь неимущим,  или социально незащищенным категориям людей. То есть, государство супсидирует их страховку. В Грузии, к примеру,  государство финансирует около 1млн. человек  через частные страховые компании,  закупая  для них страховку с включенным в него  минимальным гарантированным пакетом. Маленькая нищая Грузия, которая была далеко позади Украины с ее доходом на душу населения, смогла это сделать. И абсолютно возможно, то же самое сделать в Украине. Три-четыре года понадобится, чтобы люди почувствовали изменения. Я рассчитываю, что парламент, наконец, примет наш закон, и мы запустим процесс реформ. Сколько можно топтаться на месте, шесть месяцев прошло. В Верховной Раде лежат наши законы о правовом статусе и финансирование. К сожалению, так устроено украинское законодательное поле по здравоохранению, что невозможно начать реформу без изменения в закон. Поэтому мы так настаиваем, чтобы быстрее принимались решения, поскольку люди не терпят. Да и время тоже. По нашим планам, мы сегодня уже прошли бы два этапа модернизации: начало внедрения изменений правового статуса медицинских учреждений, и внедрение Единой электронной системы.

О практических преимуществах электронных сервисов много говорят.  Подсчитывал ли кто-то экономический эффект от этих нововведений?

− Ну, во-первых  это недорого стоит: каждая больница сама может сделать электронные карты по единому стандарту, который мы разрабатываем для всех. Заинтересовать врачей сдавать электронные отчеты, вместо бумажных, можно так, как это делали в той же Грузии, или в Хорватии: тем, кто использовал электронную форму отчетности, деньги выдавались немедленно, тем, кто сдавал бумажные документы, только через 30 дней. Деньги, − это лучший мотиватор. Но таким образом, можно очень быстро перейти на новые условия работы. Что касается экономического эффекта, то здесь скорее сокращение существенных  затрат и пациентов, и врачей. И это очевидно, если посмотреть на очереди перед окошками регистрации в поликлиниках, или посчитать затраченное время доктора на заполнение ненужных формуляров.

Вопрос по стратегии лекарственного обеспечения населения. Эксперты прогнозируют, что средств может быть  выделено меньше, нежели  в 2015 году. Недавний случай в Харькове продемонстрировал, что может случиться неординарная ситуация, когда посреди года потребовался  гемодиализ для переселенцев, а денег в бюджете на это не было предусмотрено. Предусмотрен ли в на 2016 год  такой ЧП кошелек для таких случаев?

− Государственный бюджет не имеет возможности иметь такие кошельки, потому что те, кто этими кошельками будут пользоваться, будут отсиживать долгие сроки. Но те изменения,  которые повлекли за собой военные действия на востоке страны: проблема переселенцев  и изменения количества пациентов в разных городах, это конечно  отражено в новом бюджете. И они немного, но все-таки больше, чем в прошлом году.

Планируется ли планами 2016 года оптимизация деятельности медицинских учреждений? Не секрет, что в рамках оптимизации происходит сокращение врачей, и это в условиях социальной апатии всегда взрыв, который совершенно не нужен нашей стране сейчас?

−  Я всегда вспоминаю, как медицинская реформа проходила в Грузии. Нас со всех сторон «уличали», что мы начнем выбрасывать людей на улицу. Сейчас в Грузии, остается дефицит врачей,  и количество студентов в медицинских университетах не уменьшается. Но факт остается фактом: в Украине излишек  коек и больниц. Это структурный дисбаланс. В Киеве, например, все очень перегружено: много больниц, много медицинских центров. А в 50 км. от Киева пусто. Все говорят, что медицина − это не рынок,  да, не рынок. Но, это отрасль жизнедеятельности человека, в которой работают законы рыночной экономики, как и в других отраслях.

Есть такой печально известный  приказ №33, норматив в котором расписан обязательный перечень тех докторов, которых обязано иметь медицинское учреждение. Ну, скажите, как это связано с профессионализмом? А может не нужно иметь в больнице 15 штатных хирургов? Может одного хорошего хирурга достаточно на весь маленький город? Я за свободу собственных решений. Скажем так, икс количество квалицифицированных врачей и медсестер самостоятельно  регулируется этим рынком. И наличие огромной армии врачей, не делает медицину сильнее и качественнее, поэтому я считаю, что уменьшение этого огромного количества будет естественным. Дайте врачам  право самим решать на местах все вопросы, и кадровые тоже. Тогда это правильно будет воспринято общественным мнением.

  IMG_6046норм

Сельский доктор, сельский учитель и сельский священник, как и сто лет назад остаются авторитетом, к которым люди в селах идут за помощью в первую очередь. Но за сто лет ничего не изменилось ни в условиях труда доктора на селе, ни в его оплате. Дойдет ли когда-нибудь очередь до них?

−Это тот узел, который нужно развязывать одним из первых.  Никто не станет противоречить очевидным фактам: у сельских врачей нет ни нормальной зарплаты, ни нормальных условий для работы. Я категорично настаиваю на прекращении распределения, якобы на первичную медицину, объемов денег, вот этих злополучных 35%, которые являются фикцией. И повторюсь, что 14млн. квадратных метров инфраструктуры, которая поддерживается вот этими деньгами, − это поддержка потемкинских деревень. Мы своей реформой ориентированы на живых людей, современное техническое обеспечение и условия работы. Будут нормальные условия, люди и из городов миллионников поедут работать на периферию. Нужно вкладывать в людей, в их учебу, в профессиональное развитие, а не в красивые фасады больниц.

И главное: первичка, − это тот уровень, который стоит очень дешево, но делает огромное дело. На них лежит и профилактика, и помощь на местах.  Да, я знаю, что они работают на износ, и в ужасных условиях, но пока у нас не будет правильного финансирования,  мы будем катиться вниз. А мы сидим и ждем, пока дадут нам возможность правильно финансировать систему. Зато пишутся новые и новые законы, которые, по сути, не нужны, потому что каждый закон что-то регулирует, и начинает включаться система подвижек, которая тянет за собой следующие изменения.

Например?

− Ну, к примеру: что такое закон о социальном страховании?  Я нигде такого не слышал. Что такое  закон о финансовых институтах? Есть страховые компании, зачем  придумывать велосипед? Вот это  раскачивание, неповоротливость в принятии решений закрепляет эту негативную инерционную ситуацию. И с каждым годом все труднее будет эту ситуацию преодолевать.

Реформы, это всегда вопрос выбора приоритетов. Ты либо блокируешь будущее, либо немедленно  начинаешь искать выход из тупика. Реформами называется действие, а не переписанные заново старые законы.

 

Захворюваність серед дорослого населення (18 років і старші) за

деякими класами хвороб в Україні (система МОЗ) за 2014 рік*

 

 

Найменування

Абсолютні дані

Показник         на 100 тисяч відповідного населення

Питома

вага

(у %)

Хвороби органів дихання

5 315 232

15 053,6

31,1

Хвороби системи кровообігу

1 813 572

5 136,3

10,6

Хвороби сечостатевої системи

1 563 356

4 427,7

9,1

Травми, отруєння та деякі інші наслідки дії зовнішніх причин

1 350 294

3 824,3

7,9

Хвороби ока та придаткового апарату ни

1 065 029

3016,3

6,2

Хвороби шкіри та підшкірної кліткови

1 057 778

2 995,8

6,2

Хвороби кістково-м'язової системи та сполучної тканини

1 045 629

2  961,4

6,1

Хвороби органів травлення

778 098

2203,7

4,5

Хвороби вуха та соскоподібного відростка

716 015

2 027,9

4,2

Деякі інфекційні та паразитарні хвороби

610 105

1 727,9

3,6

Хвороби нервової системи

506 768

1 435,3

3,0

Вагітність, пологи та післяпологовий період

463 931

4  668,9

2,7

Розлади психіки і поведінки

104 265

295,3

0,6

 

*Показники за 2014 рік розраховані на населення без урахування тимчасово окупованих територій АР Крим та м. Севастополя. До даних включені відомості підконтрольних Україні територій Донецької та Луганської областей.

Дані предстввлені МОЗ 


Вернуться назад