ИНТЕЛРОС > №39, 2007 > Наталия Романова: Пусть не любят, пусть требуют

Наталия ВОЛКОВА
Наталия Романова: Пусть не любят, пусть требуют


02 ноября 2007

Говорят, что местное самоуправление – это проблема. Но уважительное отношение к своим гражданам снимает большую часть этой проблемы. Надо только понять, что смысл работы, цель работы местных чиновников – предоставлять качественные услуги населению. Избиратели, которые голосуют за того или иного депутата, вправе ожидать от своего избранника реальных подвижек. В том случае, когда эти ожидания оправдываются, местное самоуправление из проблемы становится призванием.


Женщина на посту
Женщина острее чувствует социальную проблематику, всегда более гибко реагирует на житейские ситуации. Еще женщину на высоком посту, как мне кажется, отличает пожелание согласованности, меньшая конфликтность, стремление вычленить базовый центровой интерес, который максимально разделяли и признавали бы все, даже оппоненты. Может быть, поэтому у нас в Чернигове наиболее эффективно решаются задачи в сфере медицины и образования. Недавно мы приняли программу "Власний дім” – купили 44 квартиры учителям за счет средств областного бюджета.
Черниговская область, к сожалению, была единственной областью Украины, где не было родильного дома третьего уровня акушерской помощи. Чтоб его построить, мы смогли выделить первые деньги на проектную документацию. На следующий год – включаем бюджет. В это никто не верил! Раньше только дыры успевали латать – приобретали оборудование, закрывали мелкие участки, а по большому счету проблема не решалась.
Или вот еще эпизод. У нас на главной площади города, рядом с ратушей, стоят удивительные, красивые здания, в которых запечатлена наша история. Одно из них (коммунальная собственность) тихо старело и умирало, превращаясь постепенно в развалины. И это в самом центре города! Эти дома становились камнем преткновения для всякого местного руководителя, дорвавшегося до власти. А тем временем здания ветшали, покрывались трещинами. Вокруг них велись какие-то переговоры, торги… А решение относительно целевого использования все не принималось и не принималось – отчасти из-за трусости, а может, и из жадности. Я провела открытый аукцион. Запущены в ход были цивилизованные механизмы, все делали по-хозяйски. И видя, что объявленный аукцион обещает быть честным и прозрачным, к участию в нем вовлеклись серьезные фирмы, и в результате был подписан документ об аренде. Так, с одной стороны, появилась определенность в отношении этих сооружений, с другой стороны, в бюджет мы получили больше полумиллиона гривен в год. И таких неиспользованных возможностей масса.
А когда открываются вот такие источники денег для бюджета, у местного самоуправления появляется шанс запускать какие-то программы. Мы в этом году смогли купить автомобили участковым инспекторам. Пусть это наши "Жигули”, шестерочки, но очень приятно, когда люди оценивают эту заботу. И постоянно из районов поступают все новые заявки – где-то отремонтировать детский сад, где-то дорогу или газопровод. И хотя у нас в бюджете этих денег порою нет, но главное – есть намерение их найти. И инициатива на местах оказывается очень кстати.

О рычагах представительской власти
Первое, с чем сталкивается депутат, когда приходит в местные советы, – это отсутствие рычагов, которыми бы он мог реально изменить ситуацию. Дело в том, что цепочка между принятием решения и его исполнением не простроена, не работает. Власть, которая на местах принимает решения, то есть облсовет существует сам по себе, а органы, которые должны выполнять эти решения – сами по себе. Получается в результате, что два центра местной власти существуют отдельно. Хорошо было бы, если б один орган объединял в себе обе эти важные функции, чтобы при облсовете работал исполнительный комитет. Только в таком случае удалось бы ликвидировать проблему двух центров. И европейский опыт свидетельствует, что подобная модель максимально прагматична – она уменьшает степень риска, что выделенные деньги будут использоваться неэффективно.
А пока работу местных органов власти регулируют два закона: "Закон про обласні державні адміністрації” и "Закон про місцеве самоврядування”. В них идет речь, между прочим, и о делегировании полномочий. Но я думаю, что при правильно простроенном подходе, при глубокой реформе местного самоуправления все-таки большую часть делегированных полномочий облсоветы могли бы осуществлять сами. Просто для этого надо иметь эффективный аппарат, чтобы взятые перед избирателями обязательства могли бы быть претворены в реальные действия.
Наш областной совет буквально с первых шагов своего существования достаточно много делегированных полномочий себе вернул. В частности – право управления в отношении восемнадцати коммунальных предприятий. И надо сказать, от этого наша область не пострадала, а выиграла. За полтора года только по линии Управления коммунального имущества мы добавили за счет работы вот этих коммунальных предприятий 27 660 000 гривен. Это реальные деньги – на эту сумму увеличился объем производимой продукции, работ и услуг. Значит, мы выбрали верное направление. Мы объективно подошли к вопросу об арендных ставках и увеличили их, приняв соответствующие решения. Все эти шаги привели к тому, что имущество теперь используется более эффективно. Но это всего лишь начало. Можно сказать, мы только кончиком ногтя задели проблему.

О личной ответственности
Хотела бы, чтобы депутаты хоть раз почувствовали себя в системе координат "день, полностью отданный гражданам”. Местное самоуправление для того и существует, чтоб откликаться на нужды каждого человека. Кстати, наша муниципальная власть имеет давние, глубокие традиции. Чернигов был одним из первых украинских городов, получивших Магдебургское право. Тогда под самоуправлением понималось следующее: горожанами выбирались отцы города, всеми уважаемые люди, которым доставляло удовольствие реализовывать себя в общественной активности. Хочется думать, это были люди высокой гражданской осознанности, которые чувствовали ответственность перед городом. Мне бы хотелось, чтобы в этом направлении и развивалось мышление наших мэров, голов сельских советов и председателей областных советов.
В нашем облсовете 90 депутатов – 35 бютовцев, 17 социалистов, 15 регионалов и 12 нашеукраинцев, 6 коммунистов и 5 человек из Блока Литвина. Договориться с такими разными силами бывает сложно.
Но на уровне местного совета очень большое значение играет личностный ресурс. Когда люди знают, чем их депутат дышит, и в каком доме он живет – они относятся к нему соответственно. В Чернигове около 300 тысяч населения, тут сразу видно тех, кто подгребает под себя землю, видно и тех, кто пашет до ночи, чтоб успеть все сделать. На этом уровне и формируются симпатии – к конкретным кандидатам, а не к политическим партиям. У нас, например, в партии регионов есть достойные, разумные люди, которыми область может гордиться. И это пока априори способствует снижению накала политических страстей и противостояния.
Чтобы динамичнее развиваться, нам нужен закон об оппозиции или хотя бы соответствующий регламент на уровне Верховной Рады. Люди думающие начинают понимать, что власть и оппозиция – это две стороны одного и того же процесса, они уравновешивают друг друга, стимулируют друг друга.

Политизированность
За какое бы дело ты не брался, нужно посмотреть, какие у тебя в наличии ресурсы, и удачно их перегруппировать. Если они правильно выстроены, дело принесет отдачу. Это своеобразное творчество в сфере управления. И здесь нельзя ни в коем случае бояться новых решений, нельзя бояться сделать такой шаг, который до тебя никто не делал. Ведь это интересно, увлекательно! А для того, чтоб такой шаг был оправдан, впереди должна маячить достойная и понятная цель. Это, между прочим, даже помогает объединять интересы совсем разных политических сил, и избежать издержек нашей общей заполитизированности. Ведь пропорциональная система до определенной степени политизирует и местные парламенты. Так что мы испытываем на себе все "прелести”, которые испытывает на себе и Верховная Рада. Но по сравнению с задачами, которые стоят перед ней, наши задачи – приземленнее, прагматичнее, конкретнее. И если мы их будем последовательно и согласованно решать, у местных советов появится возможность стать стабилизационной базой внутри Украины. Они смогут обеспечить некий уровень безопасности, уровень стабильности, который так необходим нашей стране, уставшей от непреходящего политического кризиса. Если углубляться в политические междоусобицы, невозможно реализовывать интересы собственного города, собственного села. Ведь на любой вызов представитель местной власти должен суметь быстро среагировать. Надо ставить перед собой очень высокую планку, выше возможного, – тогда можно надеяться, что уж все возможное ты осуществишь. И если заранее себя не запрограммировать на успех, – ничего не получится.
Мужчины в политике привыкли к грубым схваткам, а женщины – к выверенным действиям. Женщина использует в политике не ноготки и помаду, а инстинкт сохранения рода. Ее слабость может проявиться в отказе пользоваться любыми методами для достижения цели.
Умение заявить свою общественную цель, пропустить ее через себя без примесей приватного интереса, – это успех в политике. А если политик сумеет эту цель поставить и перед обществом, и оно ее примет, – это эффективный политик. Но и спрос с него огромный. В случае срыва не поймут, сочувствовать не станут. Не будут жалеть. Будут критиковать, и слава Богу. У нас было много восходящих звезд, как, например, Инна Богословская. Но, когда озлобленность начинает мешать трезво мыслить, и особенно при артистичной натуре – это отталкивает.

СМИ
Ты можешь провернуть массу нужных инициатив, но если они не попадают в СМИ, о них не узнают наши граждане. А раз они остаются "за кадром” – значит, я одна в поле воин. Поэтому я пытаюсь перестроить информационную политику облсовета. У нас есть интересно, оригинально думающие люди. Но тогда, почему в наших газетах такой налет провинциальности? Может быть, потому что они бедны, а значит – не самодостаточны? Их легче "заказать” и обеспечить формат "безпроблемной” прессы. Такая пресса, кстати, становится получитабельной. И если в самом Чернигове ситуация более-менее оптимистична, то в глубинке коммунальные СМИ боятся своих учредителей, бояться властей. А страх для СМИ – это гибель. Журналист, который боится мыслить, не нужен обществу. Хотя в целом я снимаю шляпу перед украинской журналистикой. Ведь то, о чем они пишут, в России – табу. И в этом заслуга наших журналистов и революции 2004 года.

Большая политика
Я состою членом Украинской социал-демократической партии. Ее в свое время создал Василий Онопенко, он же ее долгое время возглавлял. Сейчас работает на посту председателя Верховного Суда Украины. Так получилось, что я с этим человеком столкнулась в Чернигове на президентских выборах. Тогда я, далекий еще от политики человек, увидела, как он работает. Думаю, это уникальный человек в отечественном политикуме. Он всегда исповедовал и демонстрировал такие принципы, как толерантность, честность и гибкость в политических подходах, при этом сохраняя собственную позицию. На самом деле, это и есть высший класс в политике. Да и вокруг него было много интересных людей, – академик Емельянов, Владимир Панченко и другие. Когда я увидела стиль работы этих людей, я захотела к ним присоединиться. Так вошла в правление партии. Думаю, что мне повезло. Столкнувшись с таким типом политиков, начинаешь понимать, что политика – не настолько уж грязное дело. Я училась у них. Была тогда первой женщиной, которую избрали на съезде, и мне пришлось доказывать, что я умею работать и мыслить в этой команде. Помню, как мы решали вопрос о том, с кем вступать в союз, и именно мы стали той партией, что создала вместе "Батьківщиной” блок Юлии Тимошенко. Были мы тогда в глубокой оппозиции.
Я не одобряю такой оппозиционной стратегии, как огульное порицание власти и проклятия в ее адрес по любому поводу. Ведь и оппозиционер обладает ресурсами для конструктивных перемен, и этими ресурсами по мере возможности необходимо научиться пользоваться. Оппозиция – хорошая школа, ты учишься делать смелые вещи, преодолеваешь собственные барьеры. Если, конечно, у тебя есть призвание не только для баррикад. Ведь многие используют пребывание в оппозиции сугубо для реализации своего разрушительного инстинкта.
Я считаю, что Украине повезло в том, что у нас сформировалась традиция сильной оппозиции. Кстати, представители властной команды Януковича сейчас достаточно спокойно относятся к тому, что они будут работать в оппозиции. Думаю, это потому, что оппозиция престала восприниматься как какая-то стыдная болезнь, о которой не принято говорить в обществе. Люди поняли, что оппозиция – это сильная позиция по другую сторону власти. А на чисто человеческом уровне – наблюдая эти выборы, я отметила, что не было уже такого драматического противостояния, как в 2004-м, когда семьи разделялись по партийно-цветовым предпочтениям вплоть до разводов. Избиратели, конечно, устали.
И это здорово, что люди уже не испытывают такого восторга от политиков, будто это герои сериалов. Со временем розовые очки спадают, и появляется требовательность, в общем-то, вполне естественная. Пусть не любят, пусть требуют.
Другая болезнь роста – это то, что люди не идеологическую платформу выбирают, а харизматичных лидеров. Харизма в одну секунду может сломать все барьеры и заставить аудиторию полюбить тебя. Но правда и то, что украинцы проявляют мудрость, предпочитая последовательных и сильных политиков. Феномен ЮВТ – подтверждение тому.

Лицо города
Всю сознательную жизнь я прожила в Чернигове. Мне всегда хотелось, чтобы его возглавлял тот человек, который чувствует аромат и сущность города. Ведь наш Чернигов ни с каким другим городом спутать нельзя.
К сожалению, пока не создано концепции развития города. Мне бы очень хотелось, чтобы, создавая такую концепцию, мы не нарушали бы историческую среду, встраивались бы в нее. К примеру, Каменец-Подольский в таком контексте умеет себя преподнести, умеет показать свои особенности и извлекает из этого для себя дивиденды. В Польше план развития любого городка расписывается на 15 лет вперед. Поляки предусматривают даже форму и цвет крыш в городке. Это все говорит о серьезности подхода. У нас же много говорят о боевой истории, о древности, об уникальности, но разговорами все и заканчивается. Такое впечатление, что сегодня в Украине набирает скорость поезд правильно мыслящих мэров, но при этом мэры некоторых областных центров как бы не впрыгнули в вагон. Они почему-то продолжают думать, что все будет происходить так, как происходит в обычном провинциальном городе Глупове. Довлеет вот эта глуповская концепция. Я не понимаю, почему наш черниговский мэр так упорно отказывается от проведения земельных аукционов, и почему у нас при этом земля уходит по 100-200 участков за сессию при непонятных раскладах и схемах. Почему потом эти земельные участки где-то выплывают у сомнительных владельцев, которые предлагают уже строительным компаниям перекупить их за внушительные суммы. Мне не хочется, чтобы город отдавался на разграбление.
Слава Богу, прагматизм свойственен мне в большей степени, нежели идеализм. И потому, видимо, я не склонна разочаровываться, падать духом.
Я не понимаю, как можно вылить краску на памятник. Это все равно что вылить краску на нашу историю и культуру. А такой инцидент неоднократно повторялся в Крутах. После этого я решила, что хватит молчать, и собрала Черниговскую интеллигенцию на общественные слушания. И в ходе их поднимались вопросы сохранения коллекции Екатерининской церкви. Эта церковь стоит, как в осаде – ее не могут поделить политические силы с одной стороны, и различные конфессии, с другой. Все говорят о высокой духовности, а в это время в церкви погибает бесценная коллекция, достояние украинского народа, – мебель старинного украинского рода Галаганов, древние вышивки наших мастериц, иконы. Я не буду с этим мириться. И мы уже приступили к активным действиям по защите этих ценностей.
При равнодушной громаде власть будет ленивой и неповоротливой, ей комфортно в кресле. А если горожане эти острые вопросы будут поднимать, тогда власть зашевелится. Как пример, приведу историю с домиком меценатов Полторацких. Эта известная черниговская семья строила школы, дома, больницы. Дом в свое время был отремонтирован на деньги украинской диаспоры, и в нем Союз Украинок планировал создать музей Софии Русовой. Но дом стоит в очень выгодном месте в центре. И вот Управление архитектуры дало официальный ответ, что он не представляет никакой ценности, а значит, ради расширения улицы, ради постройки многоквартирного дома этот дом Полторацких вполне можно снести. А я вспомнила церквушку на Арбате в Москве, такую трогательную на фоне новостроек. От того, что она осталась, город не проиграл, а только выиграл. Вот то, что воспитывает гражданина. Можно построить только современные проспекты, но тогда нужно помнить, что наши дети могут расти в холодном городе.


Вернуться назад