ИНТЕЛРОС > №39, 2007 > Аукционный БУМ

Елена КОРУСЬ
Аукционный БУМ


02 ноября 2007

Прошедший сезон на столичном антикварном рынке отмечен небывалой ранее аукционной активностью. Аукционы живописи шли один
за другим, разогревая интерес публики: "какие лоты поднимутся в цене?", "в каких художников вложить средства и не прогадать?"



Аукционы в Киеве постепенно становятся культурными светскими мероприятиями с непринужденной обстановкой и фуршетами, где встречаются коллекционеры и арт-дилеры, обсуждаются предстоящие торги и вероятные покупки. Сегодня актуально инвестировать капиталы не только в коммерческие проекты и недвижимость, но и в антиквариат, в частности, в живопись. На неослабевающий рост спроса на искусство, возможно, повлияла ставшая привычной политическая нестабильность. У людей назрела необходимость создать вокруг себя некую иллюзию постоянства: ведь украшая свои апартаменты и особняки, можно свободно вкладывать средства в вечные ценности и быть спокойным, что завтра они не обесценятся. Живопись ценилась всегда, всегда была и будет в моде, всегда будет стоить дорого. Практика мировых аукционов показывает, что инвестиции в живопись наиболее рентабельны. При правильном подходе можно получать от 30-50%, а то и больше % годовых. Главное – быть осведомленным. Чем профессиональнее инвестор, тем выше его заработок.
Спрос рождает предложение. Если инвестировать средства в искусство выгодно, значит, выгодно его и продавать. Популярность аукционов возросла в киевской антикварной среде. Формирование рынка в этом сегменте заметно оживилось. Свидетельство тому – открытие новых аукционных домов ("Золотое сечение", "Арт-Капитал", "Вернисаж", АД "Корнерс") и возрождение деятельности старых ("Гелос"). Перспективно создание аукционов на базе существующих антикварных магазинов. Главная задача новичков – закрепиться на рынке (и чем раньше, тем лучше), занять пока еще вакантные ниши, чтобы потом имя и репутация организации работали на прибыль.
Новые явления всегда привлекают пристальное внимание. Не замедлила произойти цепная реакция и в отношении аукционов. Создан закон о лицензировании аукционной деятельности, цель которого – контроль над оборотами.
К сожалению, в целом общий уровень коллекций прошедших аукционов с натяжкой можно назвать средним. Лишь четверть работ имеют действительно коллекционное значение, а музейное – так и вовсе единицы.
Традиционно аукционы предлагают западную и русскую живопись XIX, – начала XX веков, которая пользовалась необыкновенной популярностью на украинском рынке в начале 1990-х. Западноевропейскую живопись в ценовом диапазоне 2-10 тысяч долларов охотно покупают для завершения образа интерьера в классическом стиле. Русские академисты, передвижники, салонные художники весьма высоко ценятся и у нас, и за рубежом. По-прежнему востребованы морские пейзажи а-ля "школы Айвазовского", романтические пейзажи "круга Клевера", идиллические сцены в духе Маковского.
Но, к сожалению, запасы старой живописи невосполнимы. Многие ценные коллекции давно уже распроданы. Составлявшие их раритеты обрели новых владельцев, которые вряд ли в обозримом будущем станут стремиться расставаться с работами. Так что в повторный оборот эта живопись поступит еще не скоро. На дефицит качественной живописи влияет и закрытость отечественного рынка для Европы. За годы революции, войн и советской власти вывезли все, что только можно было. Ввозить антиквариат в страну можно, но с большими проблемами: слишком велики пошлины на ввоз. Правда, появилась надежда на снижение процентных ставок на ввоз антиквариата из-за рубежа, что значительно упростит процедуру ввоза. Возможно, скоро это несколько изменит ситуацию на рынке, выровняет цены, улучшит качество представляемых коллекций.
Но это в будущем... Пока что в моде украинские "классики XX века" и современная живопись. Действительно, за последние годы спрос на русское и украинское искусство на мировом рынке значительно возрос. Мировые аукционы все чаще формируют отдельные стринги (разделы) из произведений русских и украинских авторов. К примеру, Русский отдел является шестым по величине в лондонском аукционном доме "Сотбис". Правда, украинские авторы XIX-ХХ веков все еще значатся в русском разделе. Примечательно, что "наши лоты" покупают в основном наши соотечественники, чтоб в итоге вернуть их на родину. Некоторые из работ потом "всплывают" на местных аукционах, естественно, уже с корректировкой в цене.
Факт, что сегодня у нас наибольшим спросом пользуется национальное искусство, вряд ли объясним приступом па-триотизма. По мнению психологов, вполне естественно, что люди тянутся к предметам, близким им по духу, связанным с национальной культурой, не только отдавая дань моде, но и потому, что их сюжеты навевают какие-то приятные личные воспоминания.
С другой стороны, постепенную переориентацию коллекционеров на произведения мастеров живописи второй половины ХХ века объясняет естественное и закономерное "вымывание" с рынка первоклассных и просто качественных работ старых мастеров. Картины же послевоенных десятилетий еще имеются у населения и наследников живописцев, а также в мастерских ныне живущих художников старшего поколения. Именно они постепенно заполняют рынок, отчасти компенсируя дефицит старой живописи. Так что в основном у нас в ходу живопись 70-90-х годов. Трезво оценивая ситуацию, ведущие участники киевского рынка стали проводить так называемую политику "раскручивания" местных авторов и художественных школ ("закарпатской", "крымской"), они сумели добиться устойчивого спроса на них.
Другая причина востребованности – это высокое качество произведений многих представителей послевоенной генерации украинских живописцев. Ведь художественная школа в начале ХХ века и в период соцреализма отличалась достаточно сильной профессиональной подготовкой. "Классиками XX века" зовут уже и тех художников, творчество которых обрело черты зрелости и самобытности в 1940-1960-е годы. Тенденция последних лет свидетельствует о постоянном росте цен на их искусство.
Украинское искусство ХХ века таким образом уже стало хорошим объектом вложения денег. Сегодня выгодно покупать работы "топовых" художников: Н.Глущенко, С.Шишко, А.Шовкуненко, И.Бокшая, А.Эрдели, Ф.Захарова, П.Столяренко, В.Цветковой, А.Коцки, Г.Глюка, К.Ломыкина. Эстимейт на их работы иногда превышает цены на картины украинских авторов начала ХХ века. Удачно купленные сертифицированные полотна сегодня дают не менее 30-50% годовых. К примеру, по сравнению с 2005 годом цены на произведения П.Столяренко, Ф.Захарова, В.Цветковой, Ф.Манайло выросли в 2-3 раза. Большие качественные холсты этих авторов могут доходить в цене до 15 тысяч долларов. Парадоксально, но некоторых наших художников (Маневич, Шишко, Столяренко) намного дешевле можно купить на мировых аукционах, чем здесь. Неизменно растут в цене произведения представителей Закарпатской школы и ее основателей Бокшая и Эрдели. Средняя цена на последних – 30 тысяч долларов. О востребованности Эрдели красноречиво свидетельствуют регулярные заказные кражи его произведений в Закарпатье. В частности, в этом году повторно ограблен его Дом-музей.
За годы независимости не менее чем в 10 раз выросли цены на работы в стиле социалистического реализма. Ценятся знаковые для советской эпохи тематические полотна. Их стоимость начинается от 10 тысяч долларов. В последние несколько лет в аукционный оборот вошли имена художников "второго эшелона" периода соцреализма и учеников "классиков ХХ века". Стали продвигать неформальное искусство 1970-90-х и современную нам профессиональную живопись (ранее экспонируемую в галереях).
Аукционные продажи позволяют определить текущий рейтинг тех или иных художников, обозначить котировки цен на живопись. Но, увы, результаты их не всегда широко доступны, порой сфабрикованы. Иногда в выставочных каталогах не публикуется эстимейт (ориентировочная рыночная стоимость). В силу чего каталожные цены не всегда объективно отражают рыночные: на определенных авторов они явно завышены и наоборот. Однако, несмотря на результаты торгов (многие лоты остаются невостребованы), эстимейты все же служат ориентирами для арт-дилеров.
Невзирая на разброс цен, спрос на аукционах все-таки есть. Правда, живостью торги пока что не отличаются. Часто лоты забирали по старту, иногда чуть выше эстимейта на пару сотен. Возрос рейтинг С.Ярового, Г.Колосовского. Яростно боролись за отдельные работы высокого уровня. К примеру, пейзаж Н.Глущенко при эстимейте 28-32 тысяч долларов ушел за 40 тысяч, двухметровый пейзаж С.Шишко – более чем за 70 тысяч. Почти вдвое превысив эстимейт, ушел с торгов за 13 тысяч долларов пейзаж К.Ломыкина. Хотя средний процент продаж на прошедших торгах составил 30-40% (при среднем количестве лотов от 120 до 170), это считается успешным.
Устроители аукционов с приходом осени опять ожидают подъем аукционной и выставочной деятельности. Обещается открытие нового аукционного дома. Первыми после летнего затишья начали сезон "Корнерс" и "Арт-капитал". Судя по результатам торгов первого из них — ушло более 50% лотов — начало вполне успешное. Традиционно качественную подборку старых мастеров подготовил АД "Корнерс". По словам организатора аукциона Я.Ю. Понамарчук, исключительную ценность представляет серия эскизов Васильковского с комментариями к альбому "Из украинской старины", получившая оценку 50-70 тысяч долларов. Альбом был издан совместно с Самокишем в 1900 году и уже сам по себе давно стал коллекционной редкостью. Интересны работы классиков конца XIX века – пейзажи Световлавского, "Личные апартаменты Николая II в Лазенковском дворце Варшавы" Жуковского (лот, получивший достаточно высокую оценку 120–150 тысяч долларов). Заметным явлением на рынке стала живописная работа "Розы" ученика Поленова Пастернака. Тем более с таким провенансом: картина происходит из семьи художника, она была подарена на свадьбу его племяннице. Наличие подобных лотов всегда заметно подогревает ажиотаж вокруг аукционов.


Вернуться назад