ИНТЕЛРОС > №40, 2008 > Руслан Черкасский: Эффективный контроль – это не контрольРуслан Черкасский: Эффективный контроль – это не контроль02 апреля 2008 |
О перестановках и контроле
На таможне в особой цене люди, которые имеют опыт работы. Такими нельзя разбрасываться. Но поскольку сменяются правящие блоки, меняются кабинеты министров, само собой разумеется, и таможня получает новых начальников. Есть даже такой модный анекдот в Интернете на эту тему: высокопоставленный чиновник, уволенный из Кабинета министров, звонит новоназначенному и предупреждает, – "Ты там стол не очень-то царапай, я скоро вернусь". За время украинской Независимости у нас сменилось девять начальников таможенной службы. Каждый приходящий приводил свою команду, замов, вплоть до начальников таможен, директоров департаментов и управлений. Такие перестановки происходили слишком часто и слишком быстро. Только человек приобретет необходимый опыт, профессионализм – и уже вынужден уходить. И в результате страдает качество работы таможни и заметно падает ее авторитет в глазах людей. Перестановки кадров не могут быть методом борьбы с коррупцией, таким способом разрушается кадровая основа всякой работы. При невозможности спланировать карьерный рост, о какой кадровой политике можно говорить? Контроль за деятельностью таможни нужно организовывать иначе: пусть бы его осуществляли те же гражданские организации. В принципе, они уже созданы, это Рады при Таможнях, Громадська Рада при Центральном комитете. Другое дело – насколько эффективно организована их работа. Здесь есть, что совершенствовать. Я как раз недавно защитил кандидатскую, имеющую к этой теме прямое отношение – о повышении социального статуса таможенных органов. Ведь этот статус напрямую зависит от доверия к таможне, от прозрачности ее работы, от эффективности контроля. Исследовав эту сферу, пришел к выводу, что наиболее эффективный контроль – это не контроль "сверху". Контроль всегда должен быть со стороны общественности, со стороны граждан, потому что иначе не будет "обратной" связи, не будет понимания, куда идти. Контрабанда Исторически сложилось, что Одесса с близлежащими портами всегда была особенно проблемной с точки зрения борьбы с контрабандой. Там грузы доставляются в контейнерах. Самое расхожее нарушение – это несоответствие декларируемых и завозимых товаров. Как-то подсчитали, что комнатных тапочек было завезено столько, что можно было бы выдать каждому гражданину Украины по пять пар. Понятно, что в контейнерах были не тапочки, а товары дорогие, ценные. Ну а платежи, естественно, платились минимальные. На западной границе Украины – своя специфика. Здесь перевозят бытовую технику, текстиль, продовольственные товары. А переправляют либо машинами, либо маленькими автобусами. Мы долго боролись с контрабандой мясных изделий, делали состыковку в виде выборки с польской стороной. В один прекрасный день, сопоставив данные, ужаснулись: у поляков фиксировалось определенное количество товаров, а при пересечении украинской границы эти же товары не фиксировались! Естественно, были приняты решения, люди, которые работали в этих сменах, были уволены, причем все. Но вот был же инцидент! Современный контрабандист – это человек или группа лиц, которые хорошо изучили таможенное законодательство, назубок знают все законы и нормативные акты, связанные с переправкой грузов через границу. На наших глазах сформировалась интеллектуальная контрабанда, – ведь речь идет не о переходе с мешком картошки через "зеленую границу". Наиболее сложно взаимодействовать с организованной группой, которая работает по схемам, и эти схемы позволяют уклоняться от налогов, представлять поддельные счет-фактуры, и таким образом занижать таможенную стоимость перевозимых товаров. Понятно, что таможенные органы должны быть на голову выше таких "интеллектуалов". Но что касается поступлений в бюджет, то таможня обеспечивает устойчивый рост этих поступлений, и особенно эффективно в последние годы. На сегодняшний день достигнуты просто-таки рекордные показатели. Нужно стремиться, чтобы все платежи, все пошлины поступали в казну исправно, чтобы заработали механизмы, которые бы не позволяли субъектам деятельности занижать таможенную стоимость, менять код товара на другой, по которому идет низшая ставка пошлин. Постоянно идет состязание – одни пытаются поменьше заплатить, другие стараются взимать все надлежащие платежи. Но в результате этой "борьбы" все равно какой-то процент остается "в тени", вот только не могу сказать, какой. Имидж таможни К сожалению, ко мне с жалобами неоднократно обращались представительства различных иностранных компаний и консульства нескольких стран. Это было связано с задержкой прохождения грузов, задержкой оформления документов, проходящих через таможни. Понятно, что подобные неурядицы негативно сказываются на имидже страны. Грустно, конечно. Ради поддержания имиджа страны приграничная таможня (в первую очередь пункты пропуска, через которые следуют грузы) должна быть на порядок лучше организована. Чистоплотность там – залог порядка повсюду. Тем более, что внутренние таможни работают в основном с грузами и документами, которые уже прошли пограничные пункты пропуска. Так получилось, что само слово "таможенник" с некоторых пор несет дополнительные смыслы. Как и слово "гаишник", его произносят иронично, с издевкой слегка. Может быть, это связано с фискальными, и соответственно, карательными функциями. Но ведь это государственный служащий, который реализует полномочия государства на границах. Это специальная, отдельная ветка исполнительной власти. Таможенник призван прежде всего выполнять обязанности, обозначенные в Таможенном кодексе: защита экономических интересов, борьба с контрабандой и так далее. В пределах его компетенции и контролирующие функции на границе. Видимо, менталитет у нас такой, что к контролирующим органам какое-то особое отношение. Особо критичное. Но то, что кто-то забыл прочитать или не знал правила провоза валюты и оформления грузовой декларации, не значит, что эти правила можно игнорировать, и что некому проконтролировать их исполнение. Зачастую конфликты возникают уже потому, что таможенник четко исполняет свои обязанности, составляет протокол и пускает дело дальше по инстанциям – когда на суд, когда на изъятие. Но, помимо этого, всегда проводилась на таможне и разъяснительная работа. Возможно, именно это направление могли бы на себя взять гражданские организации и советы при таможенных институциях. Кадры Что касается штата и эффективности его работы, можно сравнить таможенные органы с налоговой: у таможни порядка восемнадцати тысяч сотрудников, а у налоговиков намного, намного больше. Но если посмотреть, какие поступления за прошлый год дала таможня и налоговая, получим соотношение где-то 50 на 50. То есть в итоге получается, что один таможенник в бюджет приносит гораздо больше, чем другие службы. Но именно таможенники первыми всегда подпадали под сокращения. В результате мы пришли к тому, что в некоторых пунктах пропуска таможенников нет вообще, и есть точки на границах, где контроль осуществляют погранвойска. Не думаю, что это правильно. Пункты пропуска должны контролироваться таможенной службой, а сделать ее присутствие более эффективным помогло бы адекватное техническое оснащение, которого у нас на сегодняшний день пока нет. Бытует мнение, что хорошая зарплата ответственных кадров может стимулировать борьбу с коррупцией в их среде. Я так не думаю: при повышении зарплат коррупция получает дополнительные стимулы. Убежден, что все здесь зависит от моральных качеств человека, который непосредственно осуществляет таможенный контроль. Даже если платить ему десятки тысяч, но у него в голове будет сидеть еще цель личного обогащения, он будет работать именно на эту цель. Гораздо более эффективно проводить профилактические мероприятия, выявлять людей, склонных, скажем так, к коррупционным действиям, и проводить с ними профилактические беседы, убеждая, что при повторном выявлении нарушений беседы с ними проведут уже правоохранительные органы. Полезные реформы Первым делом необходимо создать структуру, которая будет реально работать. Пока структура неработающая. Сначала над таможнями были надстроены управления, потом эти управления реорганизовали в региональные таможни. Сейчас они упразднены, идет очередная реорганизация. Нужно было бы весь опыт проанализировать, пригласив опытных таможенников, проведя несколько встреч, семинаров, обсудив все возможные варианты. И только потом создать один раз и уже надолго централизованную структуру. Дальше непременно встанет кадровый вопрос, потому что, как бы ни была хороша структура, но если руководить ею будут не профессионалы, она не будет работать. Ну, и третий этап – это контроль. С одной стороны, контроль начальников за деятельностью подчиненных, с другой – контроль общества. Наверное, это и есть три основные задачи. А кроме того, работа с общественностью, открытость таможни, контакт со средствами массовой информации. На сегодня таможенные органы не являются правоохранительными, не обладают соответствующим статусом. Президент пообещал, что окажет содействие в приобретении такого статуса. Став правоохранительным органом, таможня расширит сферу своей компетенции, а значит, и сферу своей ответственности. Я думаю, это будет большим плюсом. Важно, чтобы в таможенных службах существовали особые подразделения, которые четко и быстро принимали бы соответствующие решения, докладывали руководству обо всех негативных случаях. Это должно к тому же освещаться в средствах массовой информации, либо хотя бы на сайте таможенной службы. Вообще же звонков поступает много, жалоб много. Да, есть отделы, которые анализируют их, но эти факты нигде не обнародуются. Думаю, если бы факты злоупотреблений освещались, то граждане понимали, что их звонок не останется без ответа, и, наверное, отношение к таможенной службе было бы менее критичное. Карьера Я родился в Донецке. А в Донецке с уважением относятся к тем людям, которые что-то делают, а не к тем, кто умеет цветисто излагать. Похоже, и я как раз из тех, кто не столько говорит, сколько делает. По окончании военного училища я поступил на службу в таможню. Для самого меня это было достаточно неожиданно. Ведь я хотел служить в Вооруженных силах. Но не было уже Советского Союза, и я остановил свой выбор на таможенных органах. Прошел путь от инспектора до начальника региональной таможни. Рядом оказались люди, которые заметили меня, оценили и предложили повышение в должности. Это Смирнов Юрий Константинович, Коновченко Юрий Николаевич. Потом я переехал в Киев в департамент анализа и аудита. Это было уже после "революции". Сожалею, что в результате революции на ответственные должности стали назначать "по цветам". Не то, чтобы я от такой политики пострадал – пострадавшим я ни в коей мере себя не считаю. А ушел я с должности в результате нормального, делового разговора с Валерием Хорошковским. Понятно, что человек на должности первого зама хотел видеть человека, что называется "своего". Не мне менять стереотипы. Можно было прятаться на больничных, использовать принятую практику "отсидки и пережиданий". Но во мне есть офицерское отношение к работе, к жизни, ко всему. И принять для меня решение об уходе – честнее, чем зависать в неопределенности. Каждый руководитель по-своему видит развитие таможенной службы, по-своему принимает решения по борьбе с контрабандой, по взиманию таможенных платежей. И те преобразования, которые сейчас переживает таможня, предсказуемы. Но думаю, у нынешнего председателя политические амбиции простираются дальше, чем таможня. Он молодой, амбициозный, и закономерно, что использует в целях самопиара возможности, предоставленные ему нынешней должностью: ведь он обязательно будет пытаться продемонстрировать позитивные сдвиги в работе и таким образом подпитывать свой политический рейтинг. Не думаю, что это назначение определит судьбу украинской таможни на десятилетия. Я на государственной службе уже 18 лет. Конечно, привык ощущать себя государственным чиновником, и переключиться на другие виды деятельности будет сложновато. Хотя, в принципе, возраст позволяет. Пока я обдумываю те предложения, которые уже получил, и в ближайшее время буду принимать решение. Но вряд ли совсем заброшу госслужбу, она, наверное, останется рядом, ведь я много лет отдал этому виду деятельности и знаю все его аспекты. Я пришел в таможенную службу работать первым заместителем председателя. Тогда еще было принято не перетасовывать бесконечно штат, профессионалов оставили на местах. У меня были свои предложения, в том числе и по реорганизации таможенных органов. Мне сейчас приятно наблюдать, что некоторые из них реализовываются, причем это касается как отдельных лиц, что нашли себя в структуре, так и самой структуры в целом. Руслан Черкасский Государственный советник таможенной службы 1-го ранга (указ Президента от 21.08.06 № 713/2006). Родился в 1970 в Донецке. Закончил Донецкое военное училище инженерных войск и войск связи (1993), Харьковский филиал Украинской академии государственного управления при Президенте Украины (2001), Донецкий национальный университет (2007) по специальности правоведение. 1997 – заместитель начальника Донбасской региональной таможни. 2005 – начальник Донецкой таможни. 2005 – заместитель начальника Департамента анализа рынков и аудита Государственной таможенной службы Украины. 2006-2008 – первый заместитель Председателя Государственной таможенной службы в Украине. Вернуться назад |