ИНТЕЛРОС > №41, 2008 > Народ и империя

Народ и империя


28 июля 2008

Те, кто в других странах протестует против репрессий в Тибете, защищает демократию и свободу не только в отдельно взятой, к тому же далекой стране, а во всем мире.

altПо словам Далай-ламы, на протяжении последних нескольких лет в Тибете наблюдается усиление репрессий и жестокости. В официальном заключении международной юридической комиссии по соблюдению прав человека в Тибете отмечается: руководители страны развернули кампанию, направленную против традиционных проявлений тибетской культуры, считая ее препятствием прогрессу и источником национализма, а в 1997 году они объявили буддизм "иностранной культурой".
В монастырях начались кампании "па-триотического воспитания" — монахов заставляли подписывать документ, объявлявший Далай-ламу сепаратистом, а Тибет — неотъемлемой частью Китая. Это вызвало ненасильственные, но массовые протесты.
В ноябре 2005 года 400 монахов сели в центральном дворе монастыря Дрепунг, безмолвно выражая свой протест и солидарность с товарищами, арестованными за отказ подписать документ. Значительный контингент вооруженных сил, Народной вооруженной полиции и Бюро общественной безопасности был направлен в монастырь для подавления протеста. Монахи были жестоко избиты и силой загнаны в кельи, пятеро — арестованы, их судьба неизвестна.
Кампания "патриотического воспитания" на постоянной основе в различных монастырях Тибета привела к арестам и изгнаниям. Часто после таких сеансов "па-триотического воспитания" несколько монахов оказывались в лучшем случае избитыми, в худшем — убитыми или вовсе пропадали бесследно.
Последние волнения начались 10 марта 2008 года, в 49-ю годовщину бегства Далай-ламы. По данным тибетского правительства в изгнании, сейчас подтверждено, что во время подавления демонстраций протеста было убито 140 тибетцев, более 500 тяжело ранено, более 1300 арестованы.
Тибетские эмигранты в Китае, Непале и Греции протестовали против репрессий, проводимых КНР в Тибете. Выступления против действий Китая прошли в Индии, где проживает много тибетцев, спасшихся бегством из родной страны. В Дели около 30 тибетцев пытались взять штурмом посольство Китая.
Однако нынешние события вокруг Тибета, олимпийского огня и открытия олимпийских игр в Пекине, по сравнению со всей глубиной проблемы — даже не вершина айсберга, а кончик волоса зарытого в земле великана.

Приговор: тибетец!
Как говорил один из основоположников террора по национальному признаку, американский генерал Джордж Кастер, "хороший индеец — это мертвый индеец". То же самое, заменив слово "индеец" на "тибетец", можно написать на государственном знамени Китая.
Всякое тоталитарное правительство стремится насадить свое влияние на оккупированной территории. Но Китай идет намного дальше, стремясь устранить сам очаг возможного сопротивления. То есть — уничтожить всякую культурную, языковую, религиозную самобытность Тибета, превратить его в чисто географическое понятие.
В уже упомянутом официальном заключении международной юридической комиссии по соблюдению прав человека в Тибете говорится: с целью насаждения своих чуждых и непопулярных в Тибете законов китайцы стремятся подавить в этой стране всякий национальный протест и все чисто тибетские культурные проявления.
Еще один из выводов упомянутой международной комиссии: о различных дискриминационных мерах в отношении учащихся-тибетцев, включая повышенную плату за обучение. Они вынуждены оплачивать свои стулья, парты, учебники, а также все поломки, происходящие в школе. Тибетские дети, находящиеся ныне в изгнании, сообщают, что им запрещалось носить тибетскую одежду, есть традиционную тибетскую пищу, отмечать тибетские праздники и иметь при себе фотографии Далай-ламы.
Широко распространенной формой неравенства в области прав на образование является проведение вступительных экзаменов полностью или преимущественно на китайском языке, даже, начиная с 1997 года, в Тибетском университете в Лхасе.
Именно с целью колонизации Тибета Китай не только уничтожает национальную культуру, но также стимулирует и поощряет массовую миграцию китайцев в Тибет, где они уже доминируют в сфере политики, безопасности и экономики.
Подсчеты показали, что к настоящему моменту на всех территориях Тибета, имеющих статус автономии, насчитывается до одной трети китайцев (по сравнению с показателем от 6 до 10% в 1949 году). Процесс идет и в обратном направлении: тибетцев насильственно переселяют в другие районы Китая, тем самым стимулируя их ассимиляцию.
Помимо насильственного переселения, существует и добровольное: только в 2007 году из Тибета в Индию эмигрировало 2230 человек — в основном молодежь. Всего эмигрантов из Тибета, по данным тибетского правительства в изгнании, насчитывается около шести миллионов человек.
Уничтожено около 6 тысяч монастырей, причем, очень интересным образом: содержавшиеся в них древние книги, уникальные украшения и предметы культа очень скоро появляются на международных аукционах. В Китае лишь на одном аукционе в январе 2008 года четыре произведения искусства были проданы за 3,4 миллиона долларов, неделей позже было продано 87 буддийских предметов на общую сумму 10,4 миллиона долларов.
Вспомним: точно так же разорялись православные храмы и монастыри в первые годы советской власти, а изъятые в них ценности распродавались за границу. Именно так сколотили себе состояния некоторые "большие друзья СССР".

Исторические параллели
Из одного оружия были выпущены пули в протестующих тибетцев и студентов, требовавших демократии на площади Тянаньмэнь. Угнетая тибетцев, власть ясно дает понять, как обстоят дела с демократией среди самих китайцев. В частности — со свободой исповедования "иностранной" религии. Интересно, а какую религию КПК считает национальной?
Мы уже говорили о распродаже тибетских культовых предметов. Хозяин одной из галерей, которые занимаются такими распродажами, утверждает, что покупатели многих предметов — зажиточные китайцы, из которых "каждый хочет поставить у себя дома статую Будды, чтобы обрести покой в душе".
Вот еще одна из причин, почему расправа над идентичностью Тибета столь жестока. Участь этого теократического государства не была бы такой трагичной, будь Тибет духовным центром мусульманства, иудаизма, христианства, — словом, какой угодно веры, только не буддизма. Ведь сам Китай — традиционно буддийская страна, и корни давней веры живут в сердцах его граждан, несмотря на издавна предпринимавшиеся попытки подменить эту религию культом государства, в частности, конфуцианством — чисто светским учением, основной пункт которого — проповедь сознательной преданности подчиненного начальнику, направленной на сохранение и усиление государства. Не зря конфуцианство считается религией чиновников, хотя собственно религиозного начала там очень мало.
Кстати, такие попытки — тоже не первые в истории: вспомним культ божественного императора в Древнем Риме. Случайна ли такая аналогия с античной империей, угнетавшей множество соседних народов?
Собственно, национальный гнет в ее границах был не особенно силен. Грек, сириец, даже эфиоп или иудей вполне мог влиться в пестрое многоязычное сообщество, именуемое "Pax Romana" ("Римский мир") и даже занять должность при дворе императора. Но при одном условии: если он отвергал национальную идентичность, традиционную для своего народа религию, перенимал римские обычаи, признавал культ императора — в общем, становился космополитом.
В противном случае, многоязыкая Римская империя становилась не общежитием, а тюрьмой. Одной из причин Иудейской войны было упорное нежелание иудеев принять культ императора. В результате целый народ был покаран самым страшным наказанием, какое знает история: потерей национального государства. Точно такая же участь угрожает тибетцам. Вопрос: за что?

Палка о двух концах
Хорошо развитое чувство национальной идентичности среди одного из малых народов, составляющих империею, — всегда угроза для всей империи. И не только потому, что этот народ — всегда первый кандидат на отделение. Опасность состоит еще и в том, что он подает пример гордости и национального самосознания титульной нации — бесправным холопам.
Давно замечено: в большой массе людей, которые испытывают одинаковое угнетение, часть их ведет себя именно как люди. То есть, помогает тем, кому хуже всех, а по отношению к угнетателям ведет себя с достоинством и не теряет его даже под жестокими издевательствами.
Но есть и другие, холопы по призванию и рабы в душе, которые перед угнетателями пресмыкаются, а злость вымещают на своих же товарищах по несчастью. Как правило, угнетателю весьма нетрудно натравить этих самых холопов на "белых ворон" из их же среды. Чувство превосходства, осознание того, что, несмотря на их собственное жалкое положение, кто-то стоит еще ниже на общественной лестнице, придает таким людям чувство уверенности в собственных глазах. Видимо, в этом причина, почему находятся рядовые желающие проводить политику Пекина в Тибете.
Но это далеко не единственный исторический пример такого рода. Вовсе не удивительно, что политика современных китайских властей в отношении Тибета, если внимательно посмотреть, в точности копирует политику в отношении Украины, которую практиковали Российская империя, СССР и снова империя. Ведь утрата национальной идентичности способствует утрате и национальной гордости, превращению народа в холопов. В этом отношении "упрямая" Украина всегда была для России камнем преткновения.
Студенты - эмигранты из Тибета сообщают о дискриминации в сфере образования, говоря, что почти не проводится изучение тибетской культуры и истории. Точно так же до недавних пор обстояло дело в Украине, да и сейчас во многих регионах страны система образования готовит не граждан страны, а будущих колонизаторов. Иначе как объяснить весьма странные понятия об истории страны, которые бродят в головах у некоторых молодых людей?
Еще пример из отчета упомянутой комиссии: вместо того, чтобы воспитывать в тибетских детях уважение к их культурному наследию, языку и духовным ценностям, система образования в Тибете служит возникновению в них чувства ущербности по сравнению с доминирующими культурными ценностями Китая. К сожалению, тем же ядом на 17-м году независимости отравлены умы многих граждан Украины. Тема украинской культуры как вторичного ответвления российской при СССР внушалась потихоньку, а теперь поднимается в открытую с восточных границ Украины.
Вопрос: как, где и кем человек мог воспитываться, чтобы выкрикнуть гражданину одной с ним страны: "Сам разговаривай на своей быдлячьей мове!"? Ответ один: такой продукт мог возникнуть только в культурной среде, всецело находящейся под идеологическим влиянием имперской экспансионистской политики соседней державы. Явным успехом этой политики можно считать искусственный раскол страны на "восток" и "запад" по надуманному языковому признаку.
Кстати, в тех областях, которые географически относятся к "востоку", крестьянство разговаривает на своеобразном языке, напоминающем все же украинский намного больше, чем русский, а в городах большинство населения, действительно, русскоязычное. Но значит ли это, что русский язык — признак культуры, средоточием которой является город?
Вовсе нет! В промышленных центрах Луганской или Донецкой областей можно встретить такие экземпляры человеческого рода, к которым понятие культуры вовсе неприменимо (кстати, именно они и могут себе позволить подобные высказывания). Просто городское население востока Украины — плод национальной политики переселения народов, в которой власти СССР преуспели не меньше китайцев. В отношении же украинского крестьянства практиковалось только выселение (не вселение!), потому оно намного лучше сохранило национальную идентичность.
Теперь, насчет религии. В отличие от Китая, атеизм, что в России, что в Украине, нынче не в моде. Монастыри давно уже никто не разоряет. Но это не значит, что религия не является орудием экспансии.
Вспомним, из каких соображений Москва создавала собственную поместную церковь: для того, чтобы избежать иностранной экспансии через церковные каналы (из тех же соображений Генрих VIII учредил англиканскую церковь). А теперь киевский патриархат, созданный точно так же "явочным порядком", как и московский, объявляется неканоническим, чтобы мы иностранной религиозной экспансии избежать не могли. И последствия церковного двоевластия можем наблюдать в виде прямого участия священнослужителей и верующих московского патриархата в политических событиях на стороне определенных сил.
А СМИ, по содержанию которых невозможно догадаться, в какой стране они выходят? А трансляция телевизионных программ и кинофильмов откровенно антигосударственного содержания? Ведь кто-то же за границами Украины их создает с определенной целью и получает за это деньги! Чем вам не колониальная политика?
Правда, о полной аннексии страны в лоно "старшего брата" речь пока не идет. Граница еще существует. Видимо, она и сохранится, так же, как формальная независимость. России выгоднее иметь не еще одну территорию в своем составе, а сателлита, по отношению к которому не нужно брать на себя социальные обязательства.
Потому очень жаль, что в Украине акции в поддержку Тибета столь малочисленны и не имеют информационной поддержки. Их значение явно недооценивают. Ведь, защищая Тибет, мы, по сути, защищаем свое государство и себя в этом государстве.


История трагедии
Центральный Тибет — часть Тибета, управляемая из Лхасы — с 1913 по 1950 год имел все признаки государственности согласно нормам международного права. В 1949 году армия Китая вторглась в Тибет и установила контроль над его территорией.
В 1951 году правительство Тибета подписало с китайской оккупационной властью так называемое "Соглашение из 17 пунктов", отказавшись от своей независимости в пользу Китая. Ряд этих пунктов включал обязательства Китая сохранить неприкосновенной действующую на тот момент политическую систему Тибета, статус и положение Далай-ламы, свободу религии и действующую монастырскую систему, а также воздержаться от проведения насильственных реформ.
Все эти обязательства были грубо нарушены Китаем. Начиная с 1950 года, происходит массовое переселение большого числа китайцев в Тибет вследствие государственной политики и программ по переселению китайцев.
В связи с этим Правительство Тибета вынуждено было в 1959 году расторгнуть это соглашение. 10 марта 1959 года в Лхасе произошло мирное тибетское народное восстание.
Слова "мирное восстание" звучат довольно странно. Но не будем забывать: в отличие от других горцев, отличающихся, как правило, свирепостью и воинственностью, тибетцы - буддисты. По случаю 49-й годовщины этого восстания Далай-лама сказал: "Тибетский народ на протяжении многих лет проявлял стойкое терпение и сейчас сохраняет незыблемое спокойствие. А отказ от оружия — это принцип жизни тибетцев, взятый из мудрых, древних учений".
Впрочем, мирный характер акций неповиновения не спасал их участников от ответных жесточайших расправ. Далай-ламе пришлось бежать из страны.
В том же году Генеральная Ассамблея ООH выразила озабоченность по поводу "уважения основных прав человека в Тибете и сохранения особенностей культуры и религиозной жизни тибетцев". В 1961 и 1965 годах ООH вновь отметила опасность "угрозы разрушения культуры и религиозной жизни" тибетского народа.
В годы "культурной революции" (1968 — 1973 годы) репрессии против тибетцев приняли характер диких расправ. Одних сбрасывали со скал, других заставляли танцевать на их телах, а затем расстреливали. Трупы сбрасывали в реку, откуда местные жители брали воду. Десятки тысяч умерли от голода и непосильного труда в "лагерях трудового перевоспитания".


Вернуться назад