ИНТЕЛРОС > №41, 2008 > Владислав Троицкий: Искусство нужно навязывать

Владислав Троицкий: Искусство нужно навязывать


28 июля 2008

Если состояние зрителей, смотрящих театральные мистерии Владислава Троицкого, попробовать передать словами, то это будут не совсем правдивые слова. Они не передадут всей сложности пережитых эмоций. Но можно попробовать сделать это аллюзией на один интересный случай из далекого прошлого.

altНикакой реальности нынешнего театра. Я против нее, — говорил на своей лекции в Сорбонне 6 апреля 1933 года Антонен Арто, французский драматург и теоретик театра. — Сцена у меня не будет отделена от публики, все действие идет среди зрителей, так что им будет казаться, что все происходит с ними самими. Круглая, как цирковая арена, сцена и вокруг зрители, совсем рядом с актерами. И никакой сценической речи — жесты, крики, музыка! Как в древних ритуалах, чтобы народ был охвачен восторгом и ужасом. Мне надо представить такую жестокость, чтобы у людей кровь закипела в жилах, чтобы они вопили и плакали вместе со мной, вместе со всеми нами, актерами". Публика не поняла тогда мечтателя: кто-то рассмеялся, кто-то промолчал. Актер, режиссер, основатель Центра современного искусства "ДАХ" Владислав Троицкий нашел своего зрителя, воспитал свого актера, создал свою музыкальную группу, и наконец, в прошлом году организовал аудио-визуально-театрально-философский проект "ГогольFest". В этом году фестиваль пройдет во второй раз и двухнедельная программа, по словам режиссера, очень порадует самих искушенных ценителей современного искусства.

Цикл ваших постановок "Україна містична" несет в себе сильную украинскую энергетику. Где вы искали столь необычный материал?
— Идея этого проекта проста: фантастическая энергетика этой земли связана с мелосом, с песней. Но так, как их обычно демонстрируют фольклорные коллективы, даже бабушки в селах — это артефакт, экзерсис, оторванный от контекста, от села, который теряет глубокий смысл и становится чем-то непонятным. К тому же такая аутентика никак не переходит в городскую культуру. А театральное пространство позволяет создать атмосферу, где миф может рождаться заново, поэтому я поместил аутентику в определенный контекст, чтобы она была понятной людям городской культуры. Это не просто спектакль, а мистерия. Необычный стиль музыки, которую играет "ДахаБраха", называется этно-хаос. В нем первичная энергия земли, которая формируется в пении украинских песен, смешивается с музыкальными инструментами Японии, Африки и других культур. Все построено на принципах минималистической музыки (Стив Райх, Филипп Глас и другие). В результате появился новый стиль, звучащий архаично, но это искусственная архаика, специально созданная, как и танцы, костюмы и прочее в проекте "Україна містична". Кстати, это не единственное направление в нашем театре. Хороший материал для спектакля найти непросто. Но у меня есть гениальный друг Клим, его пьесы я очень люблю ставить. Иначе говоря, я не ищу материал, он сам меня находит. Интересно мне также творчество Юрия Клавдиева — смесь Тарантино с Достоевским и Серже Леоне. Мне с ним очень хочется работать. Совсем другая история со спектаклем "Психоз 4.42" Сары Кейн. Это настоящая трагедия женщины, которая написала эту пьесу…и повесилась.

Что для вас значит понятие "высокий театр"? Какие его критерии?
— Среди так называемых объективных критериев — участие в театральных фестивалях мирового уровня. Если тебя приглашают на такой фестиваль, значит, признают: то, что ты делаешь — это искусство. И не только ты так думаешь, не только украинские эксперты соглашаются с этим, но и британские, немецкие, австрийские и французские эксперты. С другой стороны, любой режиссер думает, что он создает классику. Он не скажет, что занимается чем-то несерьезным. И если говорить о субъективных моментах, для меня основным показателем является публика, которая приходит в мой театр. Это образованная молодежь, которая смотрит артхаосное кино, ориентируется в современной литературе, слушает особого рода музыку и не смотрит телевизор, не читает модные журналы. Именно такая публика меня и интересует. И она сюда приходит. Конечно, ее можно увидеть и у Димы Богомазова, и у Михаила Яремчука. Наверное, и на Левом Берегу, и в театре Франко или Леси Украинки, где иногда тоже ставят что-то стоящее.

Можно ваш театр назвать экспериментальным?
— Профессиональный режиссер, который хочет создать что-то интересное, не знает, что в итоге получится. В любом своем следующем спектакле он, так или иначе, идет на эксперимент. Если ты до того, как сделать хороший спектакль, знаешь, как его сделать, то твой театр мертв. Любой живой театр экспериментален. Считаю, что обучаться чему-либо можно только в процессе работы. "Теория, мой друг, суха, но зеленеет древо жизни". Поэтому была построена определенная система образования. Я приглашал режиссеров, и мы вместе работали. Я предпочитаю системный подход ко всему.

Чем бы вы занимались, если бы не стали режиссером, не руководили театром "ДАХ"?
— До этого я занимался наукой. Если точнее, радиотехникой, микроволновая техника и технологии. Как только наука в Украине перестала существовать, а с ней Советский Союз, я сменил сферу деятельности. Не хотелось уезжать из Украины, я должен был остаться здесь и реализовать себя. Начал заниматься бизнесом, но увлекся театром. Теперь стараюсь все время отдавать только сцене. Конечно, я имею определенные доли в некоторых предприятиях, и за эти деньги можно содержать "ДАХ".

Немногие бизнесмены готовы вложить деньги в театр. Ведь это невыгодно и вряд ли когда-нибудь будет выгодно?
— Не дай Бог, чтобы бизнесмены начали массово заниматься театром. Если ты не можешь что-то делать, то не делай. Но в сознании власть имущих должно быть понимание собственной ответственности: если ты хочешь жить в этой стране, хочешь, чтобы твои дети здесь росли, то для ее культурного развития нужно что-то делать. Но ничего не сдвинется с места, если просто окружить себя яркими брендами. Создание культурной среды, культурного контекста должно происходить при участии СМИ, журналистов, поскольку они — посредники между творческими и всеми прочими людьми. Именно журналисты могут внедрять какие-то этические и эстетические принципы восприятия мира. Пока же журналистика, в особенности телевизионная — это не культура, а профанация, безнравственность. Детей нужно беречь от телевизионных программ. Моя мечта — создать альтернативный образовательный художественный центр, где молодые люди учились бы мыслить категориями современного искусства в области театра, сценического дизайна, визуального искусства. Ведь культуру, а в частности и культуру театральных зрелищ и массовых праздников, нужно воспитывать. Есть потребность, есть рынок, есть желающие работать в этом направлении.

Что произошло в вашей жизни, после чего вы решили заняться театром?
— Случайно попал в студию фантастического режиссера Анатолия Черкова, где увидел искусство в таком виде, что это стало для меня открытием. Тогда я еще учился в КПИ, меня театр совсем не интересовал. Я вообще не понимал и до сих пор не понимаю, как люди могут ходить туда. Я имею в виду театр традиционный и плохой. И в то же время существует хороший традиционный театр, который не вызывает у меня аллергических реакций. Но поскольку я боюсь попасть на некачественную постановку (мне от нее физически плохо), поэтому я не рискую. Даже когда бываю в Москве, то стараюсь пойти не на "Ленком", а посмотреть на то, что делает Петр Фоменко.

В чем вы видите причины того, что зритель все равно охотнее идет в тот театр, который вы театром не считаете?
— В нашей стране нет театральной культуры, нет мифа о великом украинском театре. Когда-то он был, скажем, во времена Леся Курбаса. Но произошло его вытеснение русским драматическим театром, в частности Владимиром Оглоблиным и другими представителями этой школы. После развала Союза мы остались у разбитого корыта и, опять-таки, вспомнили о великом русском театре. Не потому ли московские гастролеры собирают в Украине настоящие аншлаги, хотя качество того, что они здесь показывают, далеко не самое лучшее. Но зато билеты стоят безумных денег. А люди ходят посмотреть на лица из телесериалов… Этот миф о великой русской культуре поддерживается правительством России. Если страна позиционирует себя как сильная, то она должна быть представлена в международном культурном пространстве. В Украине правительство, увы, не понимает, что надо работать в этом направлении.

Вы считаете, что "творить мифы" должно государство?
— Конечно, ведь культура — это, прежде всего, идеология. То есть территория государственной политики. Проектирование нужного мейнстрима (а не поощрение мейнстирма стихийного, попсового) должно входить в задачи правительства. Это проектирование в идеале могло бы воплощаться в создание образовательных программ, поддержку разнообразных фестивалей. Недаром при Советском Союзе культурой занимался специальный отдел ЦК, тот же, который занимался идеологией и патронировал Союз писателей. Таким образом формировался миф о великой русской литературе, самом читающем народе, могучем русском языке и так далее. В театре была подобная схема работы. Сегодня в Украине складывается ситуация, противоположная той, которую создавали при СССР. Да, после прихода к власти команды "помаранчевых" была попытка возродить миф о традиционной украинской культуре — козаки, Батурин, народное пение. Очень хорошее начинание. Замечательно. Но без формирования современной урбанистической культуры ничего не получится. Мы говорим не о массовой культуре, а именно о высокой.

Но для того, чтобы промоутировать высокую культуру, высокое искусство, "там, наверху" должны его, по крайней мере, понимать.
— Объясню. Я могу не понимать современную академическую музыку, но в моем сознании при ее звучании должна возникать мысль: "Современная академическая музыка — это круто". В теле может даже трепет возникать. В России такое восприятие академической музыки уже сформировали, над этим провели отличную работу. В Украине — наоборот. Мало кто догадывается, что наша школа современных композиторов — одна из самых сильных в Европе. Даже хорошо образованные люди у нас об этом никакого понятия не имеют. Лучше ситуация в литературе, наверное, потому, что связи журналистов и писателей более плотные. Юрий Андрухович, Любко Дереш стали культовыми персонами. Но, невзирая на неплохую литературную ситуацию, все же нужно заниматься протекционизмом украинского языка. Но не так, как придумали с дублированием русскоязычных фильмов. Вместо уважения к государственному языку мы получим его отторжение. Нужно разработать русскоязычную концепцию украинской культуры. Потому что иначе Украина проиграет России битву за сознание своих же людей, которые разговаривают на русском. Да, в создание украиноязычных центров на юге и востоке страны надо вкладывать большие деньги, привлекать туда молодых людей — режиссеров, музыкантов, художников. Это работа займет много времени, и делать ее никто пока не спешит.

Но ваша аудитория очень маленькая и вряд ли ее количество, как и количество мыслящих людей, может быть больше.
— Нет. Иллюзия. Кто вам это сказал? Она может быть гораздо больше. Искусство и культуру нужно не просто культивировать, а навязывать. В Греции рабам доплачивали деньги, чтобы эти люди ходили в театр. Потому что правители понимали: государство нуждается в осознанных, развитых гражданах, а такое развитие происходит наилучшим образом через восприятие трагедии, или комедии. Это была система. Еще один пример. В той же Греции правом вето в вопросе объявления войны обладал лучший драматург-трагик. Там понимали, что человек, способный писать великие трагедии, общается с Богом, а значит, у него есть особые знания. Это не обсуждалось, к нему просто приходили и спрашивали: "Воюем или нет?" Говорит: "Нет". Решено.

Актеры театра работают на камерной сцене. Не хотелось увеличить пространство?
— Хотелось. Мне нравятся большие пространства. Но я же чужой на празднике жизни. Я здесь не нужен. Ведь "ДАХ" — частный театр. В государственные театры меня не приглашают. Как исключение — один раз я поставил спектакль в Одессе. Мне снова предлагают приехать в Одессу, но я боюсь, что если такие изгои, как я, будем ставить в государственных театрах свои спектакли, то потом другим режиссерам будет очень сложно работать со своими актерами. Почему Жолдака выгнали? Потому что он более талантлив, чем руководители театра.


ГОГОЛЬFEST 2008
"Фестиваль Фестивалей" прошел в Киеве 6-25 мая 2008

Объявление UNESCO 2009 года "Годом Гоголя" — факт признания международного значения гениального писателя и драматурга, который соединил в своей личности и творчестве черты двух великих словянских культур и открыл этот синтез миру

Цели фестиваля "ГОГОЛЬFEST" 2008:
— Создание высококачественного художественного продукта для презентации украинского искусства и формирования привлекательного имиджа Украины на международном уровне;
— Формирование организационной платформы для ежегодного международного фестиваля современного искусства, достойного быть лицом Украины, узнаваемого во всем мире, как Авиньонский фестиваль во Франции, Эдинбургский в Шотландии, Венский WienerFestwochen в Австрии, Чеховский в России;
— Апробация культурно-художественного пространства проведения фестиваля как "окна в Украину для мира и окна Украины в мир".


Вернуться назад