ИНТЕЛРОС > №4, 2011 > Полемика нестяжателей и иосифлян как предмет политологического исследования

Денис Летняков
Полемика нестяжателей и иосифлян как предмет политологического исследования


19 февраля 2014

Противостояние между двумя течениями внутри Русской православной церкви, нестяжателями и иосифлянами, – вопрос, вроде бы обстоятельно изученный в нашей науке, не представляющий особых загадок и проблем для исследователя. Известно, что эта полемика началась при Иване III, а окончательно завершилась во время правления Грозного; что иосифляне – сторонники и последователи Иосифа Волоцкого (1439/40–1515) – отстаивали идею богатой, могущественной церкви, владеющей имуществом и земельными угодьями («Церкви богатство – Божье богатство»), а их оппоненты во главе с Нилом Сорским (1433–1508) проповедовали «нестяжание», т. е. призывали церковь отказаться от земных богатств. Между тем дискуссия по поводу того, позволительно ли церкви владеть имуществом, была лишь одной стороной этого спора – стороной наиболее известной, но не единственной и, наверное, даже не самой главной. Ведь учение нестяжателей (или «заволжских старцев») и иосифлян касалось не только вопроса о том, какой должна быть церковь – «богатой» или «бедной». Их концепции ыли гораздо шире и выходили далеко за рамки внутрицерковной проблематики, включая в себя также определенное видение православной веры, представление о положении церкви в государстве и обществе, о рамках взаимодействия духовной и светской власти, о природе царской власти, ее компетенции, пределах и обязанностях


Вернуться назад