ИНТЕЛРОС > №6, 2013 > Разрушение малого бизнеса

БОРИС ГРОЗОВСКИЙ
Разрушение малого бизнеса


24 апреля 2014

Малый бизнес (МБ) едва ли может служить мотором современной экономики. Ему трудно дается выход на экспортные рынки. В Евросоюзе производительность труда одного работника на малых и микропредприятиях на 32—45 проц. ниже, чем на крупных. В России подобной статистики нет. Редким малым предпринимателям доступны иностранные кредиты, о реализации серьезных инвестпроектов приходится лишь мечтать. Так стоит ли печься о малом бизнесе? МБ проигрывает более крупным игрокам по причине эффекта масштаба: с ростом производства издержки на единицу продукции снижаются. С переходом к индустриальной экономике этот эффект многократно усилился. Хотя развитие интернета и социальных сетей дало малому бизнесу «вторую жизнь», упростив возможность поиска удаленных поставщиков и потребителей, интернет не отменил экономию на масштабе — скорее, наоборот. Крупные торговые сети вытесняют МБ из сферы торговли точно так же, как век назад индустриальные производства вытесняли кустарные. Может быть, поддержка малого бизнеса — вчерашний день? Нет. Уровень развития малого бизнеса — не второстепенный, а важнейший индикатор, характеризующий развитие конкурентной капиталистической экономики. Малый бизнес особенно чувствителен к деловому климату. Барьеры для входа на рынок, трудности в получении кредита, несправедливые суды, бюрократия при выдаче лицензий, высокие налоги, привилегии при госзаказе — любые дефекты делового климата малый бизнес ощущает раньше и острее, чем средний и крупный. Поэтому развитие МБ может служить индикатором того, насколько в стране развита конкуренция, насколько она вообще пригодна для ведения бизнеса. Любого бизнеса.


Вернуться назад