ИНТЕЛРОС > №3, 2019 > ИДЕЯ СПАСЕНИЯ В ДУМЕ К. Ф. РЫЛЕЕВА «ВЛАДИМИР СВЯТЫЙ» Жилина Н. П.
|
доктор филологических наук, доцент,
профессор Института гуманитарных наук, Балтийский федеральный университет имени Иммануила Канта, (Калининград, Российская Федерация), nzhilina@rambler.ru Аннотация: Религиозный контекст творчества К. Ф. Рылеева до сих пор оставался в основном за пределами внимания ученых. Дума «Владимир Святый», не публиковавшееся при жизни поэта произведение, рассматривается в аксиологическом ракурсе, что позволяет по-новому интерпретировать ее центральный конфликт. Анализ художественной структуры думы дает возможность увидеть, что ее сюжет в целом ряде важных деталей отступает от исторического источника, а на первый план выдвигается оппозиция «христианство/язычество», в которой реализуется антитеза истинных и ложных ценностей. Мотив совести, занимающий в сюжете произведения важнейшее место, напрямую связывает идейную систему с христианской антропологией. В связи с этим устойчивая и привычная для романтизма мотивация отчуждения главного героя от мира трансформируется, что позволяет говорить об идее спасения как центральной и сюжетообразующей в произведении. Финал производит впечатление фабульной незавершенности, поэтому заглавие произведения предвосхищает грядущие события, а все изображенное в думе является лишь той исходной ситуацией, с которой начинается путь князя к святости. Вернуться назад |