ИНТЕЛРОС > №3, 2019 > МОТИВ «РОКОВОГО НАСЛЕДСТВА» В РОМАНЕ Ф. М. ДОСТОЕВСКОГО «ИДИОТ»: РЕАЛЬНЫЙ, МИФОПОЭТИЧЕСКИЙ И ИСТОРИКО-ЛИТЕРАТУРНЫЙ КОММЕНТАРИЙ

Борисова В. В., Шаулов С. С.
МОТИВ «РОКОВОГО НАСЛЕДСТВА» В РОМАНЕ Ф. М. ДОСТОЕВСКОГО «ИДИОТ»: РЕАЛЬНЫЙ, МИФОПОЭТИЧЕСКИЙ И ИСТОРИКО-ЛИТЕРАТУРНЫЙ КОММЕНТАРИЙ


15 сентября 2019
доктор филологических наук, профессор,
заведующая кафедрой русской литературы,
Башкирский государственный педагогический университет им. М. Акмуллы,
(Уфа, Российская Федерация),
borisova@ufacom.ru
кандидат филологических наук, доцент кафедры русской и зарубежной литературы,
Башкирский государственный университет,
(Уфа, Российская Федерация),
sschaulov@gmail.com

Аннотация:

Мотив «рокового наследства» в романе Ф. М. Достоевского «Идиот» рассматривается в статье с трех сторон: во-первых, комментируются его реалии, связанные с московским миром семьи Куманиных, многие члены которой стали прототипами героев произведения; во-вторых, «куманинский след» выявляется на уровне сюжета. Реальный комментарий дополняется анализом мифопоэтической модели реализации мотива наследства. Его атрибуты — это «узелок» в руках князя Мышкина и «дело» («письмо»), «загадочным» образом связанные. Цепная связь между этими деталями отражает последовательное, в соответствии с кумулятивной логикой разрешения фольклорной загадки, сюжетное развитие мотива «рокового наследства» в романе. Другая характерная особенность его мифопоэтики — символический параллелизм судеб и образов Рогожина и Мышкина. В-третьих, в статье выявляется связь мотива наследства в тексте Достоевского с литературной традицией, прежде всего с творчеством Л. Толстого и Бальзака. Так, пародийная реактуализация раннего очерка французского писателя «Несчастный» в пасквиле Келлера и Лебедева маркирует переход Достоевского к «реализму в высшем смысле», что подтверждается общей динамикой работы над «Идиотом», которая в итоге свелась к синтезу пережитого личного опыта с литературной традицией и культурной памятью. В результате делается вывод о том, что в процессе художественной реализации мотива «рокового наследства» в романе «Идиот» произошла контаминация автобиографического нарратива с соответствующими фольклорно-мифологическими и литературными моделями.


Вернуться назад