ИНТЕЛРОС > №3, 2019 > ИСТОКИ И ЭВОЛЮЦИЯ «ТЕОРИИ РУССКОГО ЛАДА» АЛЕКСЕЯ РЕМИЗОВА (1900—1920-Е ГГ.) Грачева А. М.
|
доктор филологических наук, заведующая Отделом новейшей русской литературы,
Институт русской литературы (Пушкинский Дом) РАН, (Санкт-Петербург, Российская Федерация), irliran@mail.ru Аннотация: В статье рассмотрены начальные этапы (1900—1920-е гг.) формирования одной из базовых категорий художественного мышления Алексея Ремизова — созданной им «теории русского лада». С конца 1900-х гг. Ремизов стал инкорпорировать в свойиндивидуально-авторский стиль древние языковые пласты, в 1910-е гг. применил на практике открытый им эстетический принцип: писатель является «ретранслятором» голосов народа, сохранившихся в фольклоре, в древнерусской литературе и эго-документах. В период Второй русской революции в своей творческой практике и теоретических статьях Ремизов вновь поднял вопрос о языке современного словесного искусства. Основой стиля должен был стать язык автора, представляющий собой синтез литературной и устной речи. Одновременно Ремизов начал проводить историческую типологию развития родственной ему литературной линии. В результате ознакомления с литературоведческими работами Д. Святополк-Мирского и В. Виноградова Ремизов определил ключевую фигуру для литературной линии, соединяющей безымянное народное творчество с новой литературой. Такой фигурой стал протопоп Аввакум. Свои теоретические постулаты Ремизов раскрыл в статьях, опубликованных в журнале «Версты». Вернуться назад |