ИНТЕЛРОС > №2, 2019 > ОБ ИСТОЧНИКАХ ОБРАЗНОГО ОПРЕДЕЛЕНИЯ А. С. ПУШКИНА КАК «СОЛНЦА ПОЭЗИИ»

Кудряшов И. В.
ОБ ИСТОЧНИКАХ ОБРАЗНОГО ОПРЕДЕЛЕНИЯ А. С. ПУШКИНА КАК «СОЛНЦА ПОЭЗИИ»


08 августа 2019
доктор филологических наук, доцент,
профессор кафедры русского языка и литературы,
Арзамасский филиал Нижегородского государственного университета,
(Нижегородская обл., г. Арзамас, Российская Федерация),
kiv.arz@yandex.ru

Аннотация: 

Статья посвящена проблеме источников краткого извещения о смерти А. С. Пушкина, напечатанного 30 января 1837 г. в 5-м номере «Литературных прибавлений» — приложении к газете «Русский инвалид». Ранее исследователями установлено, что его автором является В. Ф. Одоевский. Доказывается, что семантика образного определения значения Пушкина как «солнца русской поэзии» восходит у В. Ф. Одоевского к Библии, в которой символика солнца имеет тождественные извещению коннотации. Значимым источником образа «солнца поэзии» в некрологе Одоевского бесспорно выступает и творческое наследие самого Пушкина, в котором дневное светило предстает величественным, сакральным источником жизни, преисполненным истинной Божественной мудрости, несущим людям радость и счастье и указующим спасительный путь. Данная семантика образа прослеживается в стихотворениях «Вакхическая песня», «Из Barry Cornwall» («Пью за здравие Мери…»), в критической статье «Торжество дружбы, или Оправданный Александр Анфимович Орлов» и последней прижизненной публикации великого поэта в «Литературных прибавлениях» — стихотворении «Аквилон». Текстуальное сближение определения значения Пушкина, данного в некрологе Одоевским, со словами митрополита Киевского Кирилла «солнце отечества закатилось» из «Истории государства Российского» Н. М. Карамзина, восходящими к «Степенной книге», объясняется общим библейским первоисточником.


Вернуться назад