ИНТЕЛРОС > №2, 2019 > ФАБУЛА И СЮЖЕТ В ПОЭТИКЕ А. С. ПУШКИНА

Строганов М. В.
ФАБУЛА И СЮЖЕТ В ПОЭТИКЕ А. С. ПУШКИНА


08 августа 2019
доктор филологических наук, ведущий научный сотрудник, профессор,
Институт мировой литературы им. А. М. Горького РАН, Российский государственный университет им. А. Н. Косыгина (Технологии. Дизайн. Искусство),
(Москва, Российская Федерация),
mvstroganov@gmail.com

Аннотация: 

Для творчества А. С. Пушкина в разных жанрах свойственны три постоянных признака. Первый — игра на законченности / незаконченности текста; второй — подчиненное положение фабулы по отношению к сюжету (завершенность / незавершенность произведения) и третий — открытая композиция. Все эти признаки являются тремя сторонами единого закона пушкинской поэтики, в котором проявился новый уровень в развитии историзма в европейском эстетическом сознании. Пушкин изображает жизнь как процесс, поэтому использует такие художественные приемы, которые помогают воплотить это представление в специфически художественных формах. Это позволяло публиковать произведение по частям без твердой уверенности в том, что оно когда-то будет завершено, и строить на этом вариативную композицию («Евгений Онегин»). Эти свойства поэтики Пушкина вызывали трудности: публикаторы относили его незаконченные произведения к числу завершенных, исследователи и педагоги анализировали эти тексты так, как будто автор вполне выразил в них свою мысль (например, незаконченный роман «<Дубровский>»).


Вернуться назад