ИНТЕЛРОС > №2, 2019 > ПРОБЛЕМА ЖАНРОВОЙ ДИФФЕРЕНЦИАЦИИ ПОВЕСТИ И РОМАНА В ПОЛЕМИКЕ О ДОСТОЕВСКОМ В 1840-Е ГОДЫ

Захарова О. В.
ПРОБЛЕМА ЖАНРОВОЙ ДИФФЕРЕНЦИАЦИИ ПОВЕСТИ И РОМАНА В ПОЛЕМИКЕ О ДОСТОЕВСКОМ В 1840-Е ГОДЫ


08 августа 2019
кандидат филологических наук, доцент кафедры классической филологии, русской литературы и журналистики,
Петрозаводский государственный университет,
(Петрозаводск, Российская Федерация),
ovzakh05@yandex.ru

Аннотация: 

Проблема дифференциации повести и романа является одной из самых сложных в русской критике. До сих пор критики и читатели часто путают эти жанры, называя одни и те же произведения то романами, то повестями. Дискуссии осложняются нежанровыми значениями жанровых дефиниций. Одним из немногих, кто предпринял попытку создать теорию повести и романа, был Белинский. В его понимании повесть была средним жанром: меньше романа, но больше рассказа; видом романа (его эпизодом). В поздней критике он считал роман и повесть одним «родом поэзии». Эта ситуация отразилась в обсуждении романов и повестей Достоевского 1840-х годов. Большинство критиков признали «Бедные люди» романом, немногие сочли повестью, некоторые писали о повести «Двойник» как о романе. Сам Достоевский подчас давал нежанровые номинации своих и чужих произведений. Повесть была для него не только жанром, но и типом повествования, содержанием произведения, сообщением, «рассказом о былом» (В. И. Даль). Повестью могли назвать любое эпическое произведение. Нередко смешение повести и романа происходило намеренно. В полемике по поводу дебюта Достоевского представлен весь спектр жанровых и нежанровых дефиниций. Их учет помогает решать проблему дифференциации эпических жанров, таких как повесть и роман.


Вернуться назад