ИНТЕЛРОС > №2, 2020 > ПОЭТИКА НОЧНЫХ ПЕЙЗАЖЕЙ В РАННИХ ПРОИЗВЕДЕНИЯХ Н. В. ГОГОЛЯ

Дуккон А.
ПОЭТИКА НОЧНЫХ ПЕЙЗАЖЕЙ В РАННИХ ПРОИЗВЕДЕНИЯХ Н. В. ГОГОЛЯ


18 июня 2020
PhD, доктор Венгерской академии наук, профессор кафедры русского языка и литературы Института славянской и балтийской филологии,
Университет им. Лоранда Этвеша,
(Будапешт, Венгрия),
dukkonagnes@gmail.com

Аннотация:

В статье рассматривается поэтика ночных пейзажей некоторых повестей Н. В. Гоголя из цикла «Вечера на хуторе близ Диканьки» и повести «Вий» из цикла «Миргород». Особое внимание уделяется поэтике изображения зла и отношению писателя к метафизическому фону проблемы добра и зла в целом. Анализ повестей группируется вокруг следующих вопросов: 1) исходя из каких поэтических принципов, Гоголь рисует малороссийские деревенские пейзажи и показывает связь человека с «вмещающим ландшафтом»? 2) как «перекрещиваются» друг с другом элементы различных литературных традиций, например мотивы античной буколической поэзии, романтические клише, фольклорные архетипы и собственные художественные решения? 3) что скрывается под видимым дуализмом добра и зла у раннего Гоголя? 4) как совмещаются вместе элементы романтического миросозерцания и следы евангельской («пасхальной») эстетики? В ходе рассмотрения этих вопросов раскрывается многослойность гоголевской прозы, анализируется тесное взаимоотношение текста и подтекста. Согласно концепции автора, используемые Гоголем народные верования, демонология, исторические и географические сюжеты являются внешней оболочкой повестей, средствами гениального искусства, в глубине же произведений скрываются более сложные нравственные проблемы, мерцает стремление к духовности или скорбь об ее отсутствии.


Вернуться назад