ИНТЕЛРОС > №2, 2020 > ДИНАМИЧЕСКАЯ ПОЭТИКА СТИХОТВОРЕНИЯ М. Ю. ЛЕРМОНТОВА «УТЕС» (1841) Киселева И. А., Поташова К. А.
|
доктор филологических наук, профессор,
зав. кафедрой русской классической литературы, Московский государственный областной университет, (Москва, Российская Федерация), kaf-rusklit@mgou.ru кандидат филологических наук, доцент кафедры русской классической литературы,
Московский государственный областной университет, (Москва, Российская Федерация), kseniaslovo@yandex.ru Аннотация: В статье анализируется динамическая поэтика стихотворения М. Ю. Лермонтова «Утес» (1841) в творческой истории текста. На основе сопоставления черновика и беловика стихотворения реконструируется путь поэта к созданию ценностно значимого художественного образа. Особое место в анализе поэтической архитектоники стихотворения «Утес» отведено фиксации изменений деталей пространства, через которые поэт объединяет чувства природного мира и чувства человека, тем самым создавая проекцию собственного душевного мира. Мотивы встречи, расставания, одиночества, тоски, игры занимают важное место в эволюции текста от черновика к беловику. В статье выявляется гносеологический смысл их явленности в тексте на разных этапах его создания. Смысл олицетворения в стихотворении «Утес» состоит в раскрытии бытийственного парадокса, связанного с тем, что идеалом совершенного человека является сочетание чувствительной души, понимания истинности небесного бесстрастия и тоски по единству земли и неба. «Поэтика зримого» является одной из примет лермонтовского стиля и представляет духовный мир в природных образах. Вернуться назад |