ИНТЕЛРОС > №2, 2020 > ДИНАМИЧЕСКАЯ ПОЭТИКА СТИХОТВОРЕНИЯ М. Ю. ЛЕРМОНТОВА «УТЕС» (1841)

Киселева И. А., Поташова К. А.
ДИНАМИЧЕСКАЯ ПОЭТИКА СТИХОТВОРЕНИЯ М. Ю. ЛЕРМОНТОВА «УТЕС» (1841)


18 июня 2020
доктор филологических наук, профессор,
зав. кафедрой русской классической литературы,
Московский государственный областной университет,
(Москва, Российская Федерация),
kaf-rusklit@mgou.ru
кандидат филологических наук, доцент кафедры русской классической литературы,
Московский государственный областной университет,
(Москва, Российская Федерация),
kseniaslovo@yandex.ru

Аннотация:

В статье анализируется динамическая поэтика стихотворения М. Ю. Лермонтова «Утес» (1841) в творческой истории текста. На основе сопоставления черновика и беловика стихотворения реконструируется путь поэта к созданию ценностно значимого художественного образа. Особое место в анализе поэтической архитектоники стихотворения «Утес» отведено фиксации изменений деталей пространства, через которые поэт объединяет чувства природного мира и чувства человека, тем самым создавая проекцию собственного душевного мира. Мотивы встречи, расставания, одиночества, тоски, игры занимают важное место в эволюции текста от черновика к беловику. В статье выявляется гносеологический смысл их явленности в тексте на разных этапах его создания. Смысл олицетворения в стихотворении «Утес» состоит в раскрытии бытийственного парадокса, связанного с тем, что идеалом совершенного человека является сочетание чувствительной души, понимания истинности небесного бесстрастия и тоски по единству земли и неба. «Поэтика зримого» является одной из примет лермонтовского стиля и представляет духовный мир в природных образах.


Вернуться назад