ИНТЕЛРОС > №2, 2020 > КАТЕГОРИЯ СОБОРНОСТИ В ИКОНОГРАФИЧЕСКОЙ ПОЭМЕ-ХРОНИКЕ Н. С. ЛЕСКОВА «СОБОРЯНЕ»

Мосалева Г. В.
КАТЕГОРИЯ СОБОРНОСТИ В ИКОНОГРАФИЧЕСКОЙ ПОЭМЕ-ХРОНИКЕ Н. С. ЛЕСКОВА «СОБОРЯНЕ»


18 июня 2020
доктор филологических наук, профессор кафедры истории русской литературы и теории литературы,
Удмуртский государственный университет,
(Ижевск, Российская Федерация),
mosalevagv@yandex.ru

Аннотация:

В статье рассматривается воплощение соборности как феномена Православия в хронике Н. С. Лескова «Соборяне». Обращается внимание на поэтизацию Лесковым православной догматики и способы ее художественного воплощения. Изображая героев из духовенства в качестве идеальных типов русской жизни, Лесков возвращал читателя к теоцентрическому сознанию, присущему русской словесности XI—XV вв. Пятичастная структура хроники соответствует пятиглавому Старгородскому собору. В качестве внутренней формы Лесков выбирает патериковое повествование, с присущими ему храмово-литургическими сюжетами, мотивами и образами. Структура сюжета в «патериковом повествовании» Лескова отличается иконографическими чертами и символикой, превращая «Соборян» в иконографическую поэму-хронику. Поэтизируя «старую русскую сказку», Лесков словно реставрирует славянскую вязь — основной принцип своего художественного письма, предметным символом которого в «Соборянах» выступают «вязальные спицы». Помимо установки на устность, на передачу православного предания, Лесков поэтизирует и Священное Писание. Новый Завет (особенно Евангелие от Иоанна) оказывается в центре «житийных сюжетов» старгородской троицы. Момент истины для лесковского героя-христианина связан не с внешней событийностью при всей ее актуальной общественной проблематике, а с внутренней, ставящей человека перед Лицом Божиим. Сюжеты Богообщения в «Соборянах» свидетельствуют о стремлении Лескова выразить в художественном слове внутреннюю мистическую сторону православного христианства.


Вернуться назад