ИНТЕЛРОС > №1, 2020 > ФИЛОСОФСКИЕ ВЕРСИИ ВЕЧНОГО СЮЖЕТА ОБ АМУРЕ И ПСИХЕЕ: ОТ НЕОПЛАТОНИЗМА К ХРИСТИАНСТВУ

Котариди Ю. Г.
ФИЛОСОФСКИЕ ВЕРСИИ ВЕЧНОГО СЮЖЕТА ОБ АМУРЕ И ПСИХЕЕ: ОТ НЕОПЛАТОНИЗМА К ХРИСТИАНСТВУ


09 марта 2020
кандидат филологических наук, доцент кафедры зарубежной журналистики и литературы факультета журналистики,
Московский государственный университет имени М. В. Ломоносова,
(Москва, Российская Федерация),
a-a-s@yandex.ru

Аннотация:

Предметом данного исследования является трансформация поэтики сюжета об Амуре и Психее в его национально-исторических модификациях в европейской литературе. Методология анализа основана на исследованиях мифопоэтики (А. Н. Веселовский, А. Ф. Лосев) и жанровых исследованиях (М. М. Бахтин, С. С. Аверинцев, Е. М. Мелетинский и др.). Аллегоризация образов Любви и Души возникла в античности задолго до романа Апулея «Метаморфозы», или «Золотой осёл» (II в. н. э.). В греческой эпиграмме Эрот нередко ассоциируется со стихией огня, подвергающей душу — «психею» — различным испытаниям и мукам. В «Метаморфозах» Апулея сказка об Амуре и Психее может быть рассмотрена как иносказательное повествование о душе, странствующей по миру и ищущей пути к Любви и вечной жизни. Позднее иносказательное ядро античного сюжета было обогащено новыми мотивами из арсенала мифа, неоплатонизма и христианства. Архетипическая основа и неоплатоническая парадигма сюжета выступали в «Метаморфозах» Апулея в синтетическом единстве, что обеспечило различным вариациям об Амуре и Психее в европейской литературе универсальность и многозначность. Неоплатоническая версия сюжета, трактующая воссоединение Амура и Психеи как союз Бога и Души, представлена в литературе у Фульгенция, Боккаччо, Гейне, Кольриджа, Жулавского и др.


Вернуться назад