ИНТЕЛРОС > №1, 2020 > РОДНОЕ И ВСЕЛЕНСКОЕ В «МЕРТВЫХ ДУШАХ» Н. В. ГОГОЛЯ: ПАРАФРАСТИЧЕСКИЙ КОНТЕКСТ ПОНИМАНИЯ

Есаулов И. А.
РОДНОЕ И ВСЕЛЕНСКОЕ В «МЕРТВЫХ ДУШАХ» Н. В. ГОГОЛЯ: ПАРАФРАСТИЧЕСКИЙ КОНТЕКСТ ПОНИМАНИЯ


09 марта 2020
доктор филологических наук, профессор,
профессор кафедры русской классической литературы и славистики,
Литературный институт им. А. М. Горького,
(Москва, Российская Федерация),
jesaulov@yandex.ru

Аннотация:

На материале «Мертвых душ» рассматривается проблема соотношения «родного» и «вселенского». Автор статьи при этом выделяет особый парафрастический аспект истолкования русской классической литературы, в который входят как западноевропейские эстетические ориентиры, так и православная культурная традиция, подчеркивая их переплетение и взаимовлияние. В этом аспекте аргументируется необходимость восстановления полного варианта названия гоголевской поэмы. Анализируется семантика обложки отдельного издания «Мертвых душ». Прослеживается парафрастический контекст поэмы, отсылающий к «Божественной комедии» Данте, который не сводится к мотивам, реминисценциям, сюжетным совпадениям, а актуализирует единый христианский смысл пасхального завершения земного пути, по-разному истолковываемый в рамках католической и православной культурных традиций. Раскрывается семантика финального пасхального преображения «родной» горизонтали России в духовную вертикаль святой Руси в «Мертвых душах».


Вернуться назад