ИНТЕЛРОС > №1, 2020 > ДИХОТОМИЯ СОЗЕРЦАТЕЛЬНОГО И ДЕЙСТВЕННОГО ОТНОШЕНИЯ К МИРУ В ОНТОЛОГИИ ЧЕЛОВЕЧЕСКОЙ ЖИЗНИ И. С. ТУРГЕНЕВА

Головко В. М.
ДИХОТОМИЯ СОЗЕРЦАТЕЛЬНОГО И ДЕЙСТВЕННОГО ОТНОШЕНИЯ К МИРУ В ОНТОЛОГИИ ЧЕЛОВЕЧЕСКОЙ ЖИЗНИ И. С. ТУРГЕНЕВА


09 марта 2020
доктор филологических наук, профессор кафедры отечественной и мировой литературы,
Северо-Кавказский федеральный университет,
(Ставрополь, Российская Федерация),
vmgolovko@mail.ru

Аннотация:

Предметом научной рефлексии являются «созерцание» и «действие» как способы отношения человека к миру, к бытию, обоснованные и реализуемые в онтологии человеческой жизни И. С. Тургенева, мыслителя и художника. Наличие «мысли» и «воли», сознания и деяния, познания и преобразования рассматривается писателем в качестве фундаментальной характеристики человеческого способа существования. Это смысловое ядро философско-антропологической концепции в статье-речи «Гамлет и Дон-Кихот» (1860), основополагающей для исследований тургеневского творчества на уровне исторической поэтики. Деятельностный подход к человеку, укреплявшийся на рубеже классического и неклассического этапов развития философской мысли — времени формирования мировоззрения Тургенева, обусловливает сближение сущностей противоположных «коренных типов», переход их идеального бытия в сферу бытия реального, их в равной мере значимое противостояние «злу и лжи». В результате в интерпретации Тургенева образы Гамлета и Дон-Кихота объединяются «служением истине» и «понятием о высоком достоинстве» личности, в чем объективируется «природа» и «сущность человека». Следовательно, анализ эйдоса гамлетизма и донкихотства мог осуществляться Тургеневым только в парадигме универсального социально-космического закона взаимосвязи противоположностей «центростремительных» и «центробежных сил природы» и их направленности к синтезу. «Трагическая сторона человеческой жизни», порождаемая недостижимость данного синтеза, преодолевается на путях постижения «истины», «истинного смысла природы». Более того, онтологическая идея «разрешения и примирения всего существующего в Другом», аргументированная Тургеневым на воззренческом и эстетическом уровнях, является основой определения смысла жизни человека. Этот смысл обретается в соотношении содержания всей его жизни с миром, обществом, с другими людьми во имя воплощения «идеала», «водворения истины» и «справедливости». В результате созерцание и действие как формы нравственно ответственного отношения к жизни в художественной онтологии Тургенева непосредственно связаны с проблемой «высших уровней» и качества человеческого бытия.


Вернуться назад