ИНТЕЛРОС > №1, 2020 > ЛОГИЧЕСКАЯ ОСНОВА ХУДОЖЕСТВЕННОГО ТЕКСТА, ИЛИ ЧТО СКРЫВАЕТ ПОРФИРИЙ ПЕТРОВИЧ В «ПРЕСТУПЛЕНИИ И НАКАЗАНИИ» Ф. М. ДОСТОЕВСКОГО?

Ветловская В. Е.
ЛОГИЧЕСКАЯ ОСНОВА ХУДОЖЕСТВЕННОГО ТЕКСТА, ИЛИ ЧТО СКРЫВАЕТ ПОРФИРИЙ ПЕТРОВИЧ В «ПРЕСТУПЛЕНИИ И НАКАЗАНИИ» Ф. М. ДОСТОЕВСКОГО?


09 марта 2020
доктор филологических наук, главный научный сотрудник,
Институт русской литературы (Пушкинский Дом), Российская академия наук,
(Санкт-Петербург, Российская Федерация),
idmmspb@yandex.ru

Аннотация:

В статье рассмотрена роль, которую играют логические связи в эпическом тексте. Именно такие связи, полагает автор, соединяют отдельные компоненты повествования (мотивы, комплексы мотивов) и восполняют в восприятии читателя опущенные звенья. Недоговоренности и умолчания, обычные в художественном произведении, возникают по разным причинам. Иногда — в силу общих эстетических принципов писателя, предпочитающего недоговоренность законченному высказыванию, лишающему читателя возможности самостоятельно додумать не выраженную явно мысль. Иногда — в силу убеждения писателя, что нет нужды объяснять то, что недвусмысленно следует из ранее сказанного. Бывает так, что пропуски в повествовании вызваны требованиями изложения конкретной темы — например, в детективном жанре. Нередко подобные соображения действуют вместе. Так, в частности, обстоит дело в «Преступлении и наказании», где привычная для Достоевского эстетическая установка сочетается с необходимостью умолчаний, связанных с темой расследования жестокого злодейства. Порфирию Петровичу, не раз заявлявшему, что он не вполне откровенен с преступником, что он кое-что умалчивает и скрывает, и в самом деле, как выясняется, есть что скрывать.


Вернуться назад