ИНТЕЛРОС > п№1, 2021 > ПОЭТИКА УПОДОБЛЕНИЯ В РУССКОЙ АГИОГРАФИИ: АЛЕКСАНДР ОШЕВЕНСКИЙ VS АЛЕКСЕЙ ЧЕЛОВЕК БОЖИЙ

Пигин А. В.
ПОЭТИКА УПОДОБЛЕНИЯ В РУССКОЙ АГИОГРАФИИ: АЛЕКСАНДР ОШЕВЕНСКИЙ VS АЛЕКСЕЙ ЧЕЛОВЕК БОЖИЙ


26 февраля 2021

доктор филологических наук, профессор,
ведущий научный сотрудник
Института языка, литературы и истории,
Карельский научный центр,
Российская академия наук,
(Петрозаводск, Российская Федерация),
av-pigin@yandex.ru

В статье предложен сравнительный анализ двух агиографических памятников — древнерусского Жития Александра Ошевенского (XVI в.) и византийского Жития Алексея человека Божия, известного на Руси уже с домонгольской эпохи. Автор обосновывает гипотезу о том, что Алексей человек Божий послужил одним из агиографических прототипов для Александра Ошевенского. Впервые на связь этих святых указал известный русский агиолог Никодим (Кононов), включив в сочиненный им в 1897 г. акафист Александру Ошевенскому хайретизм «Радуйся, Алексию человѣку Божию единодушниче!». Ассоциацию с Алексеем человеком Божиим вызывает мирское имя Александра Ошевенского — Алексей (святой родился 17 марта, в день памяти «человека Божия»); жития роднят общие агиографические топосы, текстуальная близость плачей матерей и т. д. Сходны и сами судьбы этих персонажей, покинувших своих родных, но затем вернувшихся к ним: один — как юродивый, другой — как монах. При этом семейная тема решена в двух житиях по-разному: если «Божий человек» остается безучастным к горю родных, то Александр Ошевенский изображается одновременно как идеальный монах и как любящий сын. В статье Житие Александра Ошевенского рассмотрено также в контексте других памятников древнерусской литературы.


Вернуться назад