ИНТЕЛРОС > п№1, 2021 > В ПОИСКАХ «ПОЛОЖИТЕЛЬНО ПРЕКРАСНОГО» ГЕРОЯ: КНЯЗЬ МЫШКИН Ф. М. ДОСТОЕВСКОГО И СЕГЕЛИЕЛЬ В. Ф. ОДОЕВСКОГО

Сытина Ю. Н.
В ПОИСКАХ «ПОЛОЖИТЕЛЬНО ПРЕКРАСНОГО» ГЕРОЯ: КНЯЗЬ МЫШКИН Ф. М. ДОСТОЕВСКОГО И СЕГЕЛИЕЛЬ В. Ф. ОДОЕВСКОГО


26 февраля 2021

кандидат филологических наук,
доцент кафедры русской классической литературы,
Московский государственный областной университет,
(Москва, Российская Федерация),
yulyasytina@yandex.ru

В статье рассмотрена проблема поиска двумя писателямисовременниками — Ф. М. Достоевским и В. Ф. Одоевским — «положительно прекрасного» героя. Для этого сопоставлены образы князя Мышкина из романа «Идиот» и главного героя драматического отрывка «Сегелиель, или Дон Кихот XIX столетия». Общность Мышкина и Сегелиеля прослеживается уже в истории создания образов: в статье выдвигается гипотеза, что за осознанным или подсознательным стремлением обоих писателей заменить мрачного и грешного героя «положительно прекрасным» проступает пасхальный архетип. Мышкина и Сегелиеля объединяет сострадательная, самоотверженная и деятельная любовь к людям, но оба они изначально чужды окружающим, инаковы по самой своей природе и осознают эту инаковость. Герои не принимают «земной» иерархии людей, непонятны другим и смешны с точки зрения «здравого смысла». В то же время у них немало различий. Сегелиель, хоть и дух, рационален и делает ставку на законы и науку; Мышкин, напротив, устремлен к мистическому переживанию жизни. Неудачи ведут Мышкина ко смирению, в Сегелиеле — порождают бунт. Герой Достоевского стремится бежать от мира, Одоевского — исполнен решимости вмешаться в ход земных дел. Сегелиель хочет переделать мир без Бога, не имея упования на Творца и ропща на него — в его метаниях угадывается сложная диалектика добра и зла, выстраиваемая бунтарями из романов Достоевского. При этом важно различать позиции Сегелиеля и самого Одоевского, далеко не во всем согласного со своим героем. Произведения Одоевского и Достоевского объединяет не только схожесть главных героев, но и общие мотивы детства и юродства, соединившие Мышкина и Одоевского, персонажа и писателя. Множество пересечений между образом Сегелиеля, его автором и образом князя Мышкина позволяют выявить тот культурный код, который проступает в творчестве русских писателей, стремившихся в грубой телесной оболочке, неизбежно несвободной от первородного греха, найти земное воплощение правды, добра и красоты.


Вернуться назад