ИНТЕЛРОС > п№1, 2021 > ПЬЯНСТВО КАК ГРЕХ В ТВОРЧЕСТВЕ Ф. М. ДОСТОЕВСКОГО

Куйкина Е. С.
ПЬЯНСТВО КАК ГРЕХ В ТВОРЧЕСТВЕ Ф. М. ДОСТОЕВСКОГО


26 февраля 2021

кандидат филологических наук,
доцент кафедры классической филологии,
русской литературы и журналистики,
Петрозаводский государственный университет,
(Петрозаводск, Российская Федерация),
egene@list.ru

В статье исследована тема пьянства в творчестве Ф. М. Достоевского в аспекте традиции античного пира, на котором вино не только побуждало пирующих к философским беседам и к размышлению о вечных вопросах, но и раскрывало внутреннюю сущность человека — его помыслы и намерения. С чрезмерным употреблением вина также связана античная идея дионисийства — опьянения на празднике Диониса и сопутствующие этому состоянию метаморфозы: потеря человеком человеческого образа и принятие на себя облика звериного. В судьбах героев произведений Достоевского «Бедные люди», «Униженные и оскорбленные», «Записки из подполья», «Преступление и наказание», «Бесы», «Братья Карамазовы» античная традиция сочетается с христианским пониманием пира как бражничества — веселья на пиру и пьянства как греха. На страницах еженедельника Достоевского «Гражданин» пьянство рассматривается как тяжелая болезнь, потоп, пожар, нашествие врага, как катастрофа, поражающая народ России. Античная традиция позволяет раскрыть дополнительные смыслы в трактовке темы пьянства у Достоевского.


Вернуться назад