ИНТЕЛРОС > п№1, 2021 > «СОВРЕМЕННАЯ ПАСТОРАЛЬ» В. П. АСТАФЬЕВА «ПАСТУХ И ПАСТУШКА» В КОНТЕКСТЕ ЖАНРОВЫХ ТРАДИЦИЙ

Большакова А. Ю.
«СОВРЕМЕННАЯ ПАСТОРАЛЬ» В. П. АСТАФЬЕВА «ПАСТУХ И ПАСТУШКА» В КОНТЕКСТЕ ЖАНРОВЫХ ТРАДИЦИЙ


26 февраля 2021
доктор филологических наук,
ведущий научный сотрудник Отдела древнеславянских литератур,
Институт мировой литературы им. А. М. Горького,
Российская академия наук,
(Москва, Российская Федерация),
allabolshakova@mail.ru

Цель настоящей статьи — рассмотреть движение литературы через метаморфозы жанра как меняющейся в своей неизменности категории. В задачи автора входило изучение модификаций жанра любовной идиллии на примере «Современной пасторали» В. П. Астафьева «Пастух и пастушка» в контексте произведений о любви, возникших в Античности и Средневековье. Для решения поставленной задачи выбраны первичные образцы жанра любовной идиллии в прозе и дано теоретическое обоснование единства любовной идиллии и пасторали как ее основного вида (М. М. Бахтин), составляющих единую линию жанровой традиции, показана продуктивность жанровых сращений: изначальное претворение этого жанра в сочетании с романом («Дафнис и Хлоя», «Роман о Тристане и Изольде») и повестью («Повесть о Петре и Февронии», «Пастух и пастушка»). Если соотношение античной пасторали и «Современной пасторали» Астафьева было замечено литературоведением, хотя мало обосновано, то претворение в ней традиций любовной идиллии, заданной упомянутыми средневековыми образцами, осталось вне поля зрения. В статье исследуется типологическая близость жанровых моделей, их тематическое, сюжетное, образное сходство, позволяющее включить героев в ряд любовных пар, во многом определяющих развитие мировой литературы. В центре внимания — дискутируемый вопрос о состоятельности авторского определения «Современная пастораль». В результате сделан вывод о продуктивности обновления Астафьевым жанрового канона; обоснованности данного писателем именования жанра с учетом сделанной им модификации.


Вернуться назад