ИНТЕЛРОС > №3, 2020 > ФАБУЛА БОГАТЫРСКОГО ПРОТИВОБОРСТВА В РУССКОЙ СЛОВЕСНОСТИ: ОТ «СКАЗАНИЯ О МАМАЕВОМ ПОБОИЩЕ» ДО «СУДЬБЫ ЧЕЛОВЕКА» М. А. ШОЛОХОВА

Борисова В. В.
ФАБУЛА БОГАТЫРСКОГО ПРОТИВОБОРСТВА В РУССКОЙ СЛОВЕСНОСТИ: ОТ «СКАЗАНИЯ О МАМАЕВОМ ПОБОИЩЕ» ДО «СУДЬБЫ ЧЕЛОВЕКА» М. А. ШОЛОХОВА


10 сентября 2020
доктор филологических наук, профессор,
зав. кафедрой русской литературы,
Башкирский государственный педагогический университет им. М. Акмуллы,
(Уфа, Российская Федерация),
borisova@ufacom.ru

Аннотация:

В статье с точки зрения исторической поэтики рассматривается художественная реализация фабулы богатырского противоборства с целью выявления закономерностей ее развития, принципов и способов варьирования в таких ключевых произведениях русской словесности, как «Сказание о Мамаевом побоище» (ХV в.), поэма М. Ю. Лермонтова «Песня про царя Ивана Васильевича, молодого опричника и удалого купца Калашникова» (1837 г.), повесть Н. В. Гоголя «Тарас Бульба» (1842 г.), повесть Н. С. Лескова «Очарованный странник» (1873 г.), очерк Ф. М. Достоевского «Фома Данилов, замученный русский герой» (1877 г.), рассказ М. А. Шолохова «Судьба человека» (1956 г.). Данная фабульная традиция сохранила свой национальный и православный «код», а важное для нее противостояние главных героев-антиподов приобрело значение архетипической, «коренной ситуации», во многом определяющей черты этноконфессионального своеобразия русской классической литературы.


Вернуться назад