ИНТЕЛРОС > №3, 2020 > ПУШКИН В ФИЛОСОФСКО-ЭСТЕТИЧЕСКОЙ СИСТЕМЕ Ю. И. АЙХЕНВАЛЬДА

Тахо-Годи Е. А.
ПУШКИН В ФИЛОСОФСКО-ЭСТЕТИЧЕСКОЙ СИСТЕМЕ Ю. И. АЙХЕНВАЛЬДА


10 сентября 2020
доктор филологических наук, профессор кафедры истории русской литературы филологического факультета; ведущий научный сотрудник Отдела русской литературы конца XIX — начала ХХ века; заведующая отделом,
Московский государственный университет имени М. В. Ломоносова; Институт мировой литературы имени А. М. Горького, Российская Академия наук; Библиотека-музей «Дом А. Ф. Лосева»,
(Москва, Российская Федерация),
takho-godi.elena@yandex.ru

Аннотация:

В статье поставлен вопрос о роли пушкинского начала в философско-эстетической системе Ю. И. Айхенвальда, одного из ведущих критиков эпохи Серебряного века. Предложенный обзор публикаций Айхенвальда о Пушкине и пушкинистике первой четверти ХХ столетия, анализ отношения Айхенвальда к высказываниям о Пушкине В. Г. Белинского и Д. С. Мережковского позволили рельефней очертить позицию критика, его подходы и методы. Статьи Айхенвальда об Анне Ахматовой, В. Брюсове, И. Бунине показывают, что причастность к пушкинской традиции являлась для Айхенвальда важнейшим эстетическим критерием при оценке современного литературного процесса. Рассматривается также вопрос о восприятии пушкинских штудий Айхенвальда его современниками — литераторами (Б. Зайцев, Б. Садовской, В. Ходасевич), литературоведами (С. А. Венгеров, Б. М. Эйхенбаум, А. П. Скафтымов), историками культуры (П. М. Бицилли) и представителями русской религиозной философии (С. Л. Франк, А. Ф. Лосев). В отличие от историков литературы, для философски мыслящих поклонников критика сам феномен Айхенвальда был лучшим подтверждением несводимости нации к национальности, единства русской культуры и Пушкина как ее главного национальной символа.


Вернуться назад