ИНТЕЛРОС > №3, 2020 > «ОСТАНЬСЯ ПЕНОЙ, АФРОДИТА…» (ЛИРИЧЕСКОЕ «ОНА» В СТИХОТВОРЕНИИ ОСИПА МАНДЕЛЬШТАМА «SILENTIUM»)

Ужаревич Й.
«ОСТАНЬСЯ ПЕНОЙ, АФРОДИТА…» (ЛИРИЧЕСКОЕ «ОНА» В СТИХОТВОРЕНИИ ОСИПА МАНДЕЛЬШТАМА «SILENTIUM»)


10 сентября 2020
PhD, профессор отделения восточнославянских языков и литератур философского факультета,
Загребский университет,
(Загреб, Хорватия),
juzarevi@mudrac.ffzg.hr

Аннотация:

В статье обсуждается проблема соотношения между лирическими лицами «Я», «Ты», «Она» в стихотворении Мандельштама «Silentium». Особое внимание уделяется разнице между лирическим «Она» (первоначальная немота, первооснова жизни) и лирическим «Ты» (слово, сердце, Афродита). Композиция стихотворения отличается зеркальной симметрией, как в плане звуковой организации, так и в плане семантики. Главная идея стихотворения — возвращение к «первооснове жизни» через обретение лирическим «Я» «первоначальной немоты». В такой ситуации поэзия оказывается одновременно и парадоксальной, и транспарадоксальной реальностью, поскольку требование «молчать!» осуществляется с помощью языка (слова).


Вернуться назад