ИНТЕЛРОС > №3, 2020 > О «РЕАЛИЗМАХ» (РАССКАЗ О. Н. ОЛЬНЕМ «ТИХИЙ УГОЛ» И ЛИТЕРАТУРНЫЕ ВОСПОМИНАНИЯ С. Н. ДУРЫЛИНА «В РОДНОМ УГЛУ»)

Карпенко Г. Ю.
О «РЕАЛИЗМАХ» (РАССКАЗ О. Н. ОЛЬНЕМ «ТИХИЙ УГОЛ» И ЛИТЕРАТУРНЫЕ ВОСПОМИНАНИЯ С. Н. ДУРЫЛИНА «В РОДНОМ УГЛУ»)


10 сентября 2020
доктор филологических наук, профессор кафедры русской и зарубежной литературы и связей с общественностью,
Самарский национальный исследовательский университет им. академика С. П. Королева,
(Самара, Российская Федерация),
karpenko.gennady@gmail.com

Аннотация:

В статье рассматриваются разные возможности русского классического реализма: выявляются и описываются особенности построения образов мира в произведениях О. Н. Ольнем (В. Н. Цеховской) и С. Н. Дурылина. Картины мира, представленные в произведениях Ольнем и Дурылина, ограничены усадебным топосом. Локализация в пределах усадебного пространства обусловила присутствие в анализируемых текстах одних и тех же предметных и сущностных реалий, однако распределены и сопряжены они по-разному. В воспоминаниях Дурылина усадебные реалии (предметное, функциональное, социально-историческое, субъективно-личностное, культурно-историческое, христианское) ценностно соподчинены и православное (духовно-онтологическое) определяет и просветляет теоантропную «вертикальность» усадебного мира. В рассказе Ольнем все «усадебные элементы» однопорядковые и существуют в горизонте личностного или общественного события, они фактографичны и окрашены лишь психологически и / или социально, а «христианское событие, длящееся в вечности», утрачивает свою мироорганизующую функцию и присутствует как формально-риторическая традиция. Различие / разница в актуализации Ольнем и Дурылиным ценностных повествовательных уровней находит выражение в смыслах, присутствующих в подтексте заглавий анализируемых произведений («Тихий угол», «В родном углу»). «Усадебный угол» писатели соотносят с тишиной. Однако если для Дурылина «тихий», «тишина», «тихость» — это духовный комплекс («всегда радость и завет»), выражающий соприродность человека Христу, то для Ольнем тишина — социально-историческая категория, призванная семантически маркировать процесс исчезновения «дворянского гнезда», тишина как синоним смерти. Таким образом, как бы ни сближались по предметному наполнению произведения писателей, сколько бы в них похожего и родственного ни было, своего рода границей, разделяющей их, оказывается, говоря словами В. В. Розанова, «отношение к вере, Бог». Данное отличие и определяет существование в русской литературе разных «реализмов» и, следовательно, разных читательских и исследовательских стратегий.


Вернуться назад