ИНТЕЛРОС > №3, 2020 > ИДИОМА «ДВАЖДЫ ДВА ЧЕТЫРЕ» В РУССКОЙ ЛИТЕРАТУРЕ ХХ ВЕКА

Шаулов С. С.
ИДИОМА «ДВАЖДЫ ДВА ЧЕТЫРЕ» В РУССКОЙ ЛИТЕРАТУРЕ ХХ ВЕКА


10 сентября 2020
кандидат филологических наук, заведующий отделом "Дом-музей М. Ю. Лермонтова",
Государственный музей истории российской литературы им. В. И. Даля,
(Москва, Российская Федерация),
sschaulov@gmail.com

Аннотация:

Выражение «дважды два четыре» вместе со своими вариациями рассмотрено в статье как маркер ситуации подпольного человека. «Подполье» в его этических и философских аспектах в литературе ХХ в. расширило свое значение, превратившись в контекст утопической и антиутопической мысли, вобрав в себя трагический опыт русской культуры после Достоевского. Расхожий фразеологизм «как дважды два четыре» не всегда указывает на это богатство смыслов, а только в комплексе с психологическим типом самого подпольного человека. Так, образ Сталина в романе «В круге первом» А. И. Солженицына рассмотрен автором статьи как вариация «подпольного» сознания. Проблемы философии истории, связанные с эволюцией такого типа сознания и актуализированные этим романом, остаются важны и для современной литературы. Еще один вариант этой философской коллизии дается в романе-антиутопии «S.N.U.F.F.» В. О. Пелевина. В этих вариантах ситуация подпольного человека разворачивается в картину психологической и исторической катастрофы. Негативное развитие анализируемой идиомы в русской литературе ХХ в. побуждает искать другой полюс традиции вне «магистральных» областей культуры. В статье показано, что один из вариантов нравственного исхода из ловушки «подпольного сознания» представлен в поэзии А. Н. Башлачёва. Мифопоэтический сюжет песни «Верка, Надька, Любка» является уникальным вариантом развития темы подпольного человека. Начальным пунктом сюжета становится как раз идиома «дважды два четыре». Жанровый сдвиг от лирики к условно-аллегорической эпике дает поэту возможность воссоздать пасхальный идеал русской культуры, пусть и в трагически провокационной форме, близкой к традиции русского юродства.


Вернуться назад