ИНТЕЛРОС > №4, 2020 > СВЯТЫЕ ПОКРОВИТЕЛИ ГРУЗИИ В ПРОИЗВЕДЕНИЯХ СОВРЕМЕННЫХ ПРАВОСЛАВНЫХ ПИСАТЕЛЕЙ

Сузрюкова Е. Л.
СВЯТЫЕ ПОКРОВИТЕЛИ ГРУЗИИ В ПРОИЗВЕДЕНИЯХ СОВРЕМЕННЫХ ПРАВОСЛАВНЫХ ПИСАТЕЛЕЙ


10 ноября 2020
кандидат филологических наук, доцент кафедры гуманитарных дисциплин,
Новосибирская православная духовная семинария,
(Обь, Новосибирский район, Российская Федерация),
sellns@mail.ru

Аннотация:

В статье исследуются семантика и функции образов святых покровителей Грузии на материале сборника рассказов О. Николаевой «Грузинская рапсодия», рассказов М. Сараджишвили (по книгам «Не спешите осуждать», «Рядом с вами»), рассказа В. Н. Лялина «Изгнанница» и книги О. Рожневой «Удивительное путешествие в православную Грузию». Обращение к эпизодам из житий грузинских святых позволяет проследить в анализируемых нами текстах духовную историю Грузии со времен принятия христианства. Подробный список святых представлен в книгах О. Николаевой и О. Рожневой. В рассказах М. Сараджишвили и В. Н. Лялина отражены лишь отдельные периоды истории Грузии, однако участие святых покровителей этой страны в жизни книжных персонажей несомненно. Святая равноапостольная Нина выполняет охранительную функцию, ее явление в годы советской власти духовно поддерживает героиню рассказа В. Н. Лялина. Святой Георгий Победоносец — помощник прежде всего в военных делах, но также он покровительствует семье. Преподобный Давид Гареджийский — образец смирения и покровитель домашнего очага. Блаженный Гавриил (Ургебадзе), внимание которому уделяется в книге О. Рожневой, — помощник в деле личного спасения, наделенный даром прозорливости. Однако если в тексте О. Рожневой объектом изображения является именно православная Грузия с ее святыми, то в произведении О. Николаевой дан более объемный, чем у О. Рожневой, образ Грузии, включающий обширный пласт культурных характеристик страны. Святые в повествовании О. Николаевой — одна из важнейших граней облика Грузии.


Вернуться назад