ИНТЕЛРОС > пип№4, 2021 > ПОЕДИНОК ВАСИЛИЯ БУСЛАЕВА СО СТАРЦЕМ: ОПЫТ ТРАКТОВКИ БЫЛИННОГО МОТИВА

Рыблова М. А.
ПОЕДИНОК ВАСИЛИЯ БУСЛАЕВА СО СТАРЦЕМ: ОПЫТ ТРАКТОВКИ БЫЛИННОГО МОТИВА


08 декабря 2021
доктор исторических наук, ведущий научный сотрудник, профессор,
Южный научный центр РАН; Волгоградский государственный институт искусств и культуры,
(Ростов-на-Дону, Волгоград, Российская Федерация),
ryblova@mail.ru

Аннотация:

В статье осуществлен анализ поединка Василия Буслаева со старцем, представленного в былине «Василий Буслаев и новгородцы», по поводу которого в отечественной фольклористике уже высказывались различные суждения. Не соглашаясь с мнением предшествующих исследователей о том, что старец был олицетворением Новгорода или христианской церкви, а поединок отражал борьбу старого строя с новым, автор статьи представил свое видение и образа старца, и сути его поединка с Василием Буслаевым, рассмотрев их в контексте практик боевых организаций кулачников, связанных, в свою очередь, с юношескими посвятительными обрядами. Анализ вещественного, вербального и акционального кодов показал, что старец предстает в былине как персонаж «нечистый», связанный с водами Волхова, колдовством и иномирьем. Атрибуты старца и способы его умерщвления указывают также на возможность соотнесения этого персонажа с предком. В способах расправы Василия со старцем явно просматриваются аналогии с древними обрядами проводов-похорон, широко распространенными у восточных славян и связанными с представлениями о приходе на землю в определенные точки календарного года душ предков, которые затем нужно было вновь отправлять в иномирье, в том числе и путем пускания их по воде. В связи с этим автор обращается к высказанной ранее некоторыми исследователями мысли о возможной связи кулачных боев новгородцев с Перуном, обнаруживая некоторые новые доводы в пользу этой гипотезы. Обосновывается мысль, что поединок и гибель старца могут быть трактованы как передача силы-доли от старца посвящаемому Василию, вступающему в городскую организацию кулачников и братчину. Такая схема полностью соответствует структуре древних юношеских инициаций, в которых мужчины-предки принимали обязательное участие.


Вернуться назад