ИНТЕЛРОС > пип№4, 2021 > ПОЭТИКА РОМАНА В. Ф. ОДОЕВСКОГО «РУССКИЕ НОЧИ»: ИНТЕРМЕДИАЛЬНЫЙ АСПЕКТ

Качков И. А.
ПОЭТИКА РОМАНА В. Ф. ОДОЕВСКОГО «РУССКИЕ НОЧИ»: ИНТЕРМЕДИАЛЬНЫЙ АСПЕКТ


08 декабря 2021
аспирант, ассистент кафедры русской и зарубежной литературы,
Уральский федеральный университет им. первого Президента России Б. Н. Ельцина,
(Екатеринбург, Российская Федерация),
ilya.kachkov@urfu.ru

Аннотация:

В статье представлен интермедиальный анализ романа В. Ф. Одоевского «Русские ночи». Целью анализа было выявление способов включения визуальных и аудиальных медиа в среду вербально-печатного текста. В качестве материала для такого исследования было выбрано произведение, сознательно созданное в качестве эксперимента. Философский универсализм В. Ф. Одоевского распространялся в том числе на эстетические взгляды, о чем свидетельствуют его статьи и трактаты. Он верил в появление нового искусства, которое являлось бы синтезом всех искусств, и пытался самостоятельно воплотить его в жизнь. Если же говорить языком западных теоретиков интермедиальности, то роман «Русские ночи» не объединил в себе разные виды искусств, а адаптировал визуальные и аудиальные каналы передачи информации для создания ярких ментальных образов и ощущения акустического присутствия. Визуальные образы Одоевский передавал при помощи экфрасиса, т. е. вербальной репрезентации визуальной репрезентации, а также с использованием литературного пикториализма, при котором сама реальность художественного мира представлялась читателю в форме живописного полотна. Передача аудиальной информации осуществлялась на трех уровнях. Во-первых, на уровне вербального описания — когда автор хотел передать читателям не музыку, а рефлексию по поводу нее. Во-вторых, на уровне отсылок к реальным музыкальным произведениям — тогда включался механизм частичной репродукции, и читатель мог получить представление об акустической составляющей по одному только названию композиции. В-третьих, на уровне прямого включения инородной семиотической системы — нотного стана, когда автору требовалось передать максимально точно небольшой отрывок музыкального произведения. Таким образом, Одоевский пытался на практике реализовать романтическую идею о едином искусстве и создать интермедиальный роман.


Вернуться назад