ИНТЕЛРОС > пип№4, 2021 > «ДВИЖУЩАЯСЯ МЕРА» В КОНЦЕПЦИИ ИСТОРИЧЕСКОЙ ПОЭТИКИ А. В. МИХАЙЛОВА

Борисова В. В., Загидуллина М. В.
«ДВИЖУЩАЯСЯ МЕРА» В КОНЦЕПЦИИ ИСТОРИЧЕСКОЙ ПОЭТИКИ А. В. МИХАЙЛОВА


08 декабря 2021
доктор филологических наук, профессор,
профессор кафедры русской литературы, профессор кафедры русского языка и теории словесности,
Башкирский государственный педагогический университет им. М. Акмуллы; Московский государственный лингвистический университет,
(Уфа, Москва, Российская Федерация),
borisova@ufacom.ru
доктор филологических наук, ведущий научный сотрудник; профессор кафедры журналистики и массовых коммуникаций факультета журналистики,
Университет экономики и гуманитарных наук в Варшаве; Челябинский государственный университет,
(Варшава, Республика Польша; Челябинск, Российская Федерация),
mzagidullina@gmail.com

Аннотация:

Целью статьи является анализ одного из аспектов концепции исторической поэтики, предложенной А. В. Михайловым, — «шага от современности». Этот аспект, в совокупности с методологически разработанным А. Н. Веселовским «шагом от прошлого», позволяет приблизиться к пониманию такой важной научной категории, как «движущаяся мера» литературных произведений. В статье рассмотрены основные аспекты данной категории. Во-первых, это постановка вопроса о необходимости исследовательской рефлексии, направленной на тщательное выявление в интерпретациях классики «обратного проецирования», представляющего собой «присвоение» классического текста, его адаптацию к языку современной культуры. Во-вторых, это идея динамики смыслов литературного произведения, обусловленных постоянным процессом «метаморфозы Слова», которая требует расшифровки с помощью «обратного перевода» произведения, его возвращения в культурный контекст. В-третьих, «движущаяся мера» — это перспектива анализа интерпретаций классики разных культурных эпох как «голоса самого произведения», открывающая возможность включения в объект исторической поэтики фактов неинституционального литературоведения, помимо собственно литературоведческих оценок и мнений, и дальнейшего развития аналитических приемов выявления «всех интерпретационных ореолов» классического текста.


Вернуться назад