ИНТЕЛРОС > выпуск 13, 2015 > СЮЖЕТ ВОЗВРАЩЕНИЯ МУЖА НА СВАДЬБУ СВОЕЙ ЖЕНЫ В «ОДИССЕЕ» ГОМЕРА, А ТАКЖЕ В СЛАВЯНСКОМ И РУССКОМ ЭПОСЕ

Татьяна Мальчукова
СЮЖЕТ ВОЗВРАЩЕНИЯ МУЖА НА СВАДЬБУ СВОЕЙ ЖЕНЫ В «ОДИССЕЕ» ГОМЕРА, А ТАКЖЕ В СЛАВЯНСКОМ И РУССКОМ ЭПОСЕ


10 апреля 2016

Татьяна Георгиевна Мальчукова
Петрозаводский государственный университет
(Петрозаводск, Российская Федерация)
medeya@petrsu.ru

В статье рассматривается сюжет о возвращении мужа на свадьбу своей жены, закрепленный в русском былевом эпосе и тысячелетней эпической традиции античности. Изучение эпического наследия Гомера за многие годы его существования включает в себя огромнейшее число работ ученых всего мира. Сравнительно-исторические, сравнительно-генетические и сравнительно-типологические исследования выявили связь устной народной традиции и авторской эпической поэзии. Современная международная наука разрабатывает гипотезу, согласно которой профессионально-индивидуальные гомеровские поэмы создавались на древней, существующей по меньшей мере 850 лет, устной импровизации поэзии в твердой форме гекзаметра. Изучение русского эпоса насчитывает меньшую историю, однако изыскания в этой области выявили проникновение в славянскую среду элементов поздней античности, которые наряду с язычеством и христианством стали источником формирования народной духовной культуры. Анализируемый в статье сюжет «возвращения мужа» широко распространен в фольклоре многих народов и рудиментарно проявился в «Одиссее». Западные и восточные варианты этого сюжета разнообразны по жанровой структуре и стилевым особенностям. На русской почве сюжет представлен в большой тематической подборке «Добрыня и Алеша», которая благодаря контаминациям, небольшим вставкам в эпическом жанре эволюционирует к жанру эпопеи. Получающийся большой объем приближает старину к античному эпосу, создавая промежуточные формы, сопоставимые с авторскими подражаниями.

Tatyana G. Malchukova
Petrozavodsk State University
(Petrozavodsk, Russian Federation)
medeya@petrsu.ru

THE PLOT OF HUSBAND’S RETURN TO HIS WIFE’S WEDDING
IN “THE ODYSSEY” BY HOMER AND IN THE SLAVIC AND RUSSIAN EPIC

The article analyzes the plot of husband’s return to his wife’s wedding embodied both in the millenary Ancient epic literature represented by the “Odyssey” of Homer, and in the Russian and Slavic epic. Th e study of Homer’s epic heritage, conducted over the years, includes a huge number of works of scientists around the world. Comparative-historical, comparativegenetic and comparative-typological studies found a link between oral folk tradition and epic poetry written by an author. Th e current international science is developing the hypothesis that professionally individual Homeric poems, which are at least 850 years old, were created in the ancient, oral poetry improvisation in a precise format of hexameter. Th e study of the Russian epic has less history, but the researches in this fi eld have revealed the presence of Late Antiquity elements in the Slavic environment. Th ese elements along with paganism and Christianity became the source of the people’s spiritual culture. Th e plot “the return of her husband”, which is analyzed in the article, is widely-spread in folklore of many nations, and appeared rudimentarily in “Th e Odyssey”. Th e western and eastern variants of this theme are diverse in genre structure and stylistic features. In Russian tradition the plot is presented in a large thematic variety “Dobrynya and Alyosha”, which evolves into the epic genre due to contamination, small inserts in the epic genre. As a result, the great volume brings together the olden time and the ancient epic, creating intermediate forms comparable with the author’s imitations.


Вернуться назад