ИНТЕЛРОС > выпуск 13, 2015 > РУССКИЕ ПРЕДАНИЯ В ИСТОРИЧЕСКИХ ПОВЕСТЯХ М. Н. МАКАРОВА

Татьяна Федосеева
РУССКИЕ ПРЕДАНИЯ В ИСТОРИЧЕСКИХ ПОВЕСТЯХ М. Н. МАКАРОВА


10 апреля 2016

Татьяна Васильевна Федосеева
Рязанский государственный университет имени С. А. Есенина
(Рязань, Российская Федерация)
t.fedoseeva@rsu.edu.ru

В статье исследуется творчество одного из малоизвестных русских писателей первой трети XIX века М. Н. Макарова. Исследовательский интерес к творчеству писателя обусловлен дискуссионностью вопроса о жанровой специфике русской прозы 1830-х годов, а также актуальностью для нашего времени выраженного автором православно-государственного типа мышления. В сборнике «Повести из русских народных преданий» обнаруживается ориентированность на фольклор как форму выражения духа нации и народной этики. Исторические, топонимические, этногенетические предания Владимирской, Новгородской, Рязанской, Московской земель составляют фабульную основу повестей сборника. На поэтико-стилистическом уровне анализируемые произведения сопоставимы с карамзинской моделью сентиментально-предромантической повести 1800-х годов. Ее типологическая специфика состоит в прерывистом характере сюжетной линии; особом внимании к судьбе частного человека; «готическом антропологизме», утверждении единства человека и природы, нравственной сущности человека прошлого и настоящего. Беллетризованные предания в повестях Макарова служат акцентуации православных в своем основании духовных ориентиров и нравственных ценностей народа. В результате проведенного исследования обосновывается особый тип фольклоризма русской исторической повести первой трети XIX века. Ее своеобразие состоит в совмещении типологических черт устнопоэтического и литературного жанров

Tatiana V. Fedoseeva
Ryazan State University named for S. Yesenin
(Ryazan, Russian Federation)
t.fedoseeva@rsu.edu.ru

RUSSIAN LEGENDS IN THE HISTORICAL TALES BY M. MAKAROV

The article analyses the  works by  M. Makarov, one  of  the  littleknown Russian authors of  the fi rst third of  the  19th century. Th ere is  an  interest to  the author’s works due to  the controversy of  the  genre specifi city of Russian prose of the 1830-s and the topicality of the Orthodoxoriented governmental way of  thinking, which is  expressed in  his  works. Th e  collection “Stories from the  Russian folk tales” targets folklore as  the form of expression of the national spirit and ethics. Th e historical, toponymical and ethnogenetic legends of Vladimir, Novgorod, Ryazan and Moscow lands form the plot of the stories of the collection. At the poetic and stylistic levels the article reveals the correspondence of the analyzed stories to Karamzin’s model of  a  sentimental pre-Romantic tale of  the  1800-s. Its typological specifi city consists in  a  broken plot line; in  special attention to  a  person’s destiny; in the “Gothic anthropologism”, which asserts the unity of human morals of the past and of the present. Th e fi ctionalized plots of the legends in Makarov’s tales serve to accentuate the Orthodox-based spiritual guidelines and moral values of the nation. As a result, the undertaken study substantiates the special type of  folklorism of  Russian historical prose in  the fi rst third of  the  19th  century. Th e combination of  the  features of  oral poetical and literary genres comprises its peculiarity


Вернуться назад