ИНТЕЛРОС > выпуск 13, 2015 > ВАРИАЦИИ МОТИВА «БЛУДНОЙ ДОЧЕРИ» В НАРРАТИВЕ РОМАНА Ф. М. ДОСТОЕВСКОГО «УНИЖЕННЫЕ И ОСКОРБЛЕННЫЕ»

Валентина Габдуллина
ВАРИАЦИИ МОТИВА «БЛУДНОЙ ДОЧЕРИ» В НАРРАТИВЕ РОМАНА Ф. М. ДОСТОЕВСКОГО «УНИЖЕННЫЕ И ОСКОРБЛЕННЫЕ»


10 апреля 2016

Валентина Ивановна Габдуллина
Алтайский государственный педагогический университет
(Барнаул, Российская Федерация)
vigv@mail.ru

В статье анализируется роман Ф. М. Достоевского «Униженные и оскорбленные» с точки зрения функционирования в его нарративной структуре мотива «блудной дочери», восходящего к евангельскому и пушкинскому претекстам. Обнаруживается несколько интерпретационных вариантов мотива «блудной дочери», каждый из которых представлен разными нарраторами в различных жанровых моделях: от сентиментальной мелодрамы (Иван Петрович) и романтической истории с трагическим финалом (Нелли) до «премиленького анекдота» (князь Валковский) и авантюрного рассказа, стилизованного под скоморошину (Маслобоев). Помимо этого, в текст романа включена лирическая новелла Я. П. Полонского «Колокольчик», в которой представлен поэтический (романсный) вариант традиционного мотива. Достоевский в своем романе, открывающем новый период творчества писателя, апробирует возможности полифонической художественной системы, используя для этого вечный сюжет о «блудной дочери». Анализ нарративной структуры романа дает возможность наблюдать, как автор сопрягает различные нарративные стратегии, делая текст произведения своего рода «экспериментальной площадкой» создания новой романной формы

Valentina I. Gabdullina
Altaian State Pedagogical University
(Barnaul, Russian Federation)
vigv@mail.ru

VARIATIONS’ OF THE PRODIGAL DAUGHTER MOTIF IN THE NARRATIVE
OF THE NOVEL “THE INSULTED AND HUMILIATED” BY F. M. DOSTOEVSKY

The article analyzes Dostoevsky’s novel “Th e Insulted and Humiliated” in terms of functioning of the prodigal daughter motif in its narrative structure, dating back to the Gospel text and Pushkin’s pretext. Th e author fi nds several interpretative variants of the prodigal daughter motif, each one represented by diff erent narrators in various genre models: from a sentimental melodrama (Ivan Petrovich) and a romantic story with a tragic ending (Nelly) to “a charming anecdote” (duke Valkovsky) and an adventure story, stylized of “skomoroshina” (Masloboev). In addition, the text of the novel contains a lyrical story “Bell” by Ya. P. Polonsky, which presents a poetic (romance) version of the traditional motif. In the novel, opening a new period of his works, Dostoevsky appraises the possibilities of a polyphonic art system, using the “eternal story” of the prodigal daughter for that purpose. Analysis of the narrative structure of the novel makes it possible to observe how the author matches diff erent narrative strategies, making the text of the work a kind of “a test area” for creating a new novelistic form


Вернуться назад