ИНТЕЛРОС > выпуск 13, 2015 > ПРОБЛЕМЫ ПОЭТИКИ ПОВЕСТВОВАНИЯ В ТВОРЧЕСКОЙ ИСТОРИИ ПОВЕСТИ И. С. ШМЕЛЕВА «РОССТАНИ»

Николай Соболев
ПРОБЛЕМЫ ПОЭТИКИ ПОВЕСТВОВАНИЯ В ТВОРЧЕСКОЙ ИСТОРИИ ПОВЕСТИ И. С. ШМЕЛЕВА «РОССТАНИ»


11 апреля 2016

Николай Иванович Соболев
Петрозаводский государственный университет
(Петрозаводск, Российская Федерация)
sobnick@yandex.ru

Статья посвящена одной из центральных проблем литературы — научному описанию, введению в научный оборот и осмыслению рукописных материалов из творческого архива писателя. В основе исследования — черновики повести И. С. Шмелева «Росстани», хранящиеся в НИОР РГБ. В работе представлено их кодикологическое описание и текстологический анализ, результат которого — выявление двух вариантов и двух редакций повести, установление их генеалогии, становление и разработка повествования. Филологический анализ разночтений редакций позволил понять генезис замысла, определить авторские целеустановки в поэтике повести. В ходе поставительного анализа разных редакций выявлены литературные приемы в поэтике повести, характерные для неореалистического литературного произведения — это обилие внесюжетных элементов, создающих эффект дискретного повествования; повторяющиеся бытовые детали, образы русской природы, мотивы памяти и расставания, образующие символический план произведения.

Nikolay I. Sobolev
Petrozavodsk State University
(Petrozavodsk, Russian Federation)
sobnick@yandex.ru

THE ISSUES OF NARRATIVE POETICS IN THE CREATIVE HISTORY
OF THE SHORT NOVEL “CROSSROADS” BY I. S. SHMELEV

The article is dedicated to one of the major problems of literature that is scientifi c description, introduction into scientifi c use and comprehension of handwritten materials of  writer’s creative heritage. At the heart of the research there is a draft novel of I. S. Shmelev “Crossroads” [“Rosstani”] kept in the Research Department of Manuscripts of the Russian State Library. Th e  article presents codicological description and textual analysis of the draft that brought to light two versions and two editions of the short novel, revealed their genealogy, the process of formation and development of the narration. Philological analysis of discrepancies in the editions allows us to comprehend genesis of the plot, reveal the author’s objectives in the poetics of the short novel. In the course of the comparative analysis of diff erent editions in the poetics of the short novel there were found out literary devices inherent to a Neo-Realist literary work, such as the abundance of out-of-plot elements that produce eff ect of a discrete narrative; repeating common details, the images of Russian nature, the motives of memory and leave that form a symbolic level of the short novel


Вернуться назад