ИНТЕЛРОС > выпуск 13, 2015 > МУЗЫКАЛЬНЫЕ ОБРАЗЫ И МОТИВЫ В ПОЭЗИИ А. ПЛАТОНОВА

Антон Храмых
МУЗЫКАЛЬНЫЕ ОБРАЗЫ И МОТИВЫ В ПОЭЗИИ А. ПЛАТОНОВА


11 апреля 2016

Антон Викторович Храмых
Петрозаводский государственный университет
(Петрозаводск, Российская Федерация)
prestoptz@yandex.ru

Первые литературные опыты Платонова, равно как у многих прозаиков двадцатых годов, связаны со стихами, которые занимают значимое место в его раннем творчестве. Стихотворения являются теми текстами, в которых формировался неповторимый стиль писателя. Статья посвящена анализу музыкальных образов и мотивов, которые содержатся в двух поэтических книгах: «Голубая глубина» (1922) и «Поющие думы» (1926—1927). Лейтмотивом, присутствие которого обусловлено влиянием пролеткультовской поэзии, в первой части стихотворного цикла «Голубая глубина» является музыка машин. В ряде стихотворений этого раздела музыка машин — часть характеристики утопического Нового Града, который строят пролетарии. В финале первой части «Голубой глубины» появляется образ неспетой песни, отсылающий к альтернативным рационально-технократическим способам познания мира. В сюжете второй части сборника мотив музыки машин трансформируется в образ музыки мысли. Как показал анализ цикла стихов «Поющие думы», в сравнении с «Голубой глубиной» эта книга имеет сюжет, где по-новому взаимодействуют музыкальные мотивы и темы. Развитие этого сюжета осуществляется по принципу контрапункта

Anton V. Khramykh
Petrozavodsk State University
(Petrozavodsk, Russian Federation)
prestoptz@yandex.ru

MUSICAL IMAGES AND MOTIVES IN THE POETRY OF A. PLATONOV

The first literary experiments of  A. Platonov, like among many novelists of the twenties, are connected with poems, which occupy a signifi cant place in his early works. Poems are the texts where was formed a unique style of  the writer. Th is article analyzes the musical images and motifs from Platonov`s two books of poetry: “Blue Depth” (1922) and “Th e Singing Th oughts” (1926—1927). Th e leitmotif of the fi rst part of the book of poems “Blue depth” is music of machines. Th e presence of this motive is caused by the infl uence of Proletkult poetry. In a number of poems in this section the music of machines is a part of the characteristics of the utopian New Town, which is being built by the proletarians. At the end of the fi rst part of “Blue depth” appears the image of unsung songs. Th is image indicates to the ways of knowing of the world, which are rational-technocratic alternative ways. In the plot of the second part of this book of poetry the motif of music machines is transformed into the image of music of thought. Analysis of the cycle of poems “Th e Singing Th oughts” has shown that in comparison with the “Blue depth” this book has a  plot where a new interaction between musical motifs and themes takes place. Th e development of this plot is based on the principle of a counterpoint


Вернуться назад