ИНТЕЛРОС > №1, 2019 > ЕВАНГЕЛЬСКАЯ СЕМАНТИКА ЖЕНСКИХ ОБРАЗОВ МАРФЕНЬКИ И ВЕРЫ В РОМАНЕ И. А. ГОНЧАРОВА «ОБРЫВ»

Мельник В. И.
ЕВАНГЕЛЬСКАЯ СЕМАНТИКА ЖЕНСКИХ ОБРАЗОВ МАРФЕНЬКИ И ВЕРЫ В РОМАНЕ И. А. ГОНЧАРОВА «ОБРЫВ»


09 мая 2019
доктор филологических наук, независимый исследователь, член-корреспондент АН Республики Татарстан,
(Москва, Российская Федерация),
melnikvi1985@mail.ru

Аннотация: 

В статье впервые рассматривается евангельская основа образов Марфеньки и Веры в романе И. А. Гончарова «Обрыв». Подобно тому, как А. С. Пушкин оттенил идеальный образ Татьяны Лариной параллелью с ее сестрой Ольгой, Гончаров оттеняет образ Веры сопоставлением с Марфенькой. Основная тема романа — духовное состояние России, стоящей на краю «обрыва» (атеизма). Семантика имени одной из героинь — Вера — играет в романе важную смысловую роль, символизируя возможность спасения России, преодоления исторических «обрывов» с опорой на веру в Бога. Образы сестер указывают на два различных пути к святости: путь Марфы и путь Марии, описанные в Евангелии. Марфенька укрывается под сенью чужого авторитета и опыта, избегая искушения и ошибки. Вера проявляет самостоятельность, совершает ошибку, но — как сильная личность — находит в себе силы на покаяние и духовное «воскресение», повторяя судьбу бабушки и обнаруживая духовное сходство с нею. Женские образы, скрыто, но глубоко и последовательно соотнесенные с их евангельской первоосновой, являются в «Обрыве» одним из проявлений изменений в поэтике позднего Гончарова, более отчетливо демонстрирующего связь не только со Священным Писанием, но и с учением Святых Отцов Церкви о так называемой «духовной брани». В статье впервые анализируется попытка романиста, не выходя за рамки реализма, показать борьбу в человеческой душе «бесов» и Святого Духа. В последнем романе автор проявил себя не только как знаток, но и как тонкий толкователь Евангелия, показал духовные и психологические причины женской ошибки, что соотносится с судьбой евангельской Марии. Проекция на евангельские образы и реалистическое изображение «духовной брани» значительно меняют существующие представления о глубине духовного поиска Гончарова и проблематике романа «Обрыв».


Вернуться назад